На главную
 
Немного о музыке вообще, не как о пустом звуке…

 
Блюз (blues, от blue devils - грусть, меланхолия) - жанр афроамериканской народной музыки, возникший во второй половине XIX века. Блюз возник из ритма тамтамов негров Африки, его корни – в языческой древности. Скорость распространения новых ритмов была сравнима с эпидемией. Блюз менялся под воздействием европейской, христианской музыки, а последняя тянулась к блюзу. Как отмечают исследователи, блюз родился как музыка социального и расового неравенства, песня угнетенного афроамериканского населения. Оставаясь по сути своей традиционным, народно-бытовым искусством, блюз постепенно профессионализировался, вышел на концертную эстраду, дав в ХХ веке целую плеяду ярчайших исполнителей. Родиной блюза считается дельта реки Миссиссиппи. Самые ранние формы блюза - дельта- или сельский блюз (Чарли Паттон, Сон Хаус, Роберт Джонсон). В 1920-х годах, на волне массовой миграции темнокожего населения в города в поисках работы сформировался так называемый классический, или городской блюз ("St. Louis Blues" У. Хэнди (1914), творчество Ма Рэйни, Ч. Хилла, Бэсси Смит). Выделяют также разновидности блюза: техасский блюз, чикаго-блюз, джамп-блюз, кантри-блюз, соул-блюз, зайдеко, уэстсайд-блюз, лайт-блюз, необлюз и др. Поначалу блюз исполнялся в основном в сопровождении акустических инструментов (гитара, часто самодельная, банджо и др.); в 30-е годы появились электроинструменты, ансамбли с участием фортепиано и ударных. Более интенсивно, мощно и энергично звучащая форма блюза - ритм-н-блюз - нашла распространение в послевоенное время (Мадди Уотерс, БиБи Кинг, Бадди Гай и др.). Попытки белых музыкантов (Билл Хэйли, Элвис Пресли) делать кавер-версии "черных" блюзов привели к появлению {рок-н-ролла}, за которым в начале 60-х последовала волна т.н. "белого ритм-энд-блюза" (Alexis Korner Blues Incorporated, John Mayall"s Bluesbreakers, Rolling Stones, Эрик Клэптон и др.). Дальнейшее ужесточение саунда, "опрощение" блюзовой манеры интонирования дало {хард-рок} (Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath и др.). Вместе с тем, блюзовое искусство существует в своих традиционных формах, и, хотя носители его, к сожалению, уходят (Джон Ли Хукер), на смену им появляются музыканты нового поколения (Кенни Уэйн Шеферд).
Для блюзов характерен особый тип формы, т.н. "блюзовый квардрат". Описание музыкальных особенностей блюза:Мелодия блюза то расходится, вовлекая в свое пространство нашу трансцендентнуюнадежду, то усыхает до ломаного пунктира, символизируя неустойчивость, тревожнуюготовность, невротизм бытия. Блюз как бы повествует о том, что, несмотря налюбые испытания и любое давление, человек способен оставаться человеком – самим собой.
Это 12-тактовый период (соответствующий 3-строчной стихотворной строфе) с общей схемой гармонических последовательностей: T-T-T-T / S-S-T-T / D-S-T-T (противоречит "классической" логике тонико-доминантовых тяготений). Для мелодии характеры вопросо-ответные структуры и использование блюзового лада. Специфика последнего связана с так называемыми "блюзовыми нотами" (которые как раз и придают музыке специфический "горько-сладкий" эмоциональный привкус): низкие 3, 7, а иногда и 5 ступени в мажоре (минорные блюзы редки). Причем степень "низкости" этих ступеней не поддается точной фиксации и может варьироваться в пределах более полутона ("блюзовые зоны"). Блюзовое интонирование (с элементами глиссандирования) выполняется голосом, с помощью "подтяжек" (bends) струн и приема bottleneckslide на струнно-щипковых инструментах и др. Тексты песен могут быть самого разного содержания, но более характерны темы любовных страданий, разлуки, обездоленности, хотя есть немало блюзов, в которых воплощена вся полнота и радость жизни.

Так возник джаз. Джаз прекрасен и бесконечен как океан. Звучит пафосно и с литературной точки зрения бездарно. Джаз (jazz) - род проф. муз. иск-ва. Возник на Ю. США в конце 19 - начале 20 вв. в результате взаимовоздействия африканской и европейской музыкальных культур. Истоки Д. - в полуимпровизац. формах народного творчества, в трудовых, религ., светских песнях негр. населения, а также в танцевально-бытовой музыке белых поселенцев США. Термин "Д" употребляется с середины 1910-х гг.; первоначально так наз. небольшие оркестры, а также исполняемая ими музыка. Д. свойственны неакадем. способы звукоизвлечения и интонирования, импровизац. характер изложения мелодии и ее разработки, регулярная ритмич. пульсация, повышенная эмоциональность.
В течение первых двух десятилетий 20 века сформировался новоорлеанский стиль Д., для которого характерна коллективная импровизация мелодич. группы оркестра (корнет, кларнет, тромбон) на фоне 4-дольного аккомпанемента, исполняемого ритмогруппой (ударные, дух. или струн. бас, банджо, иногда фп.). Постепенно установились нормы исполнения танцевальных пьес, в которых предусматривалась сольная импровизация после коллективного изложения основной мелодии. Этим характеризуется чикагский стиль, развивавшийся в 1920-е гг. и выдвинувший джазовых солистов (трубачи - Кинг Оливер, Л. Амстронг, кларнетисты - С. Беше, Дж.Л. Рапполо, тромбонисты - К. Ори, Дж. Брунис, банджист Дж. Сент-Сир, барабанщик Б. Доддс). К началу 1930-х гг. появился стиль свинг (от англ. - качаться), связанный с деятельностью больших оркестров (биг-бендов). Заметно усиливается роль аранжировки, в которой противопоставляется или объединяется звучание 4-5 саксофонов, 3-4 труб, 3-4 тромбонов на фоне ритмогруппы, исполняющей танц. ритмоформулы. В конце 1920-х гг. большую известность приобрели нью-йоркские оркестры Ф. Хендерсона, Дюка Эллингтона, Дж. Лансфорда, в 1930-е гг. - Б.Д. Гудмена, Т. Дорси, А. Шоу, Ч. Уэбба, Каунта Бейси.
Благодаря бурному развитию грамзаписи Д. завоевал огромную популярность. Его тембровые особенности и ритмич. активность оказали сильное воздействие на всю бытовую, развлекат. музыку США и стран Зап. Европы, привели к возникновению "коммерческого" Д., симфоджаза и др. видов эстр. музыки. В начале 1940-х гг. в результате творч. поисков негр. музыкантов (альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач Дж.Б. Гиллеспи, пианисты Б. Пауэлл, Т. Монк и др.), сгруппировавшихся вокруг одного из клубов Нью-Йорка и не удовлетворенных лишь развлекательно-танц. ролью Д. был создан стиль {}би-боп (звукоподражательное слово), в котором появились насыщенные диссонансами темы, усложнились мелодика, ритмика, гармония, фразировка; внимание слушателей концентрировалось не столько на самом музыкальном материале, сколько на личности импровизатора.
В противовес "горячему", нервному {}би-бопу в 1950-е гг. возник стиль {кул} (букв. - прохладный), соединивший виртуозную импровизаторскую технику с традиц. комп. средствами (в т.ч. с полифонич. приемами), мягким звукоизвлечением, спокойной исполнит. манерой. Новые школы импровизации Д. нашли отражение в практике биг-бендов, заметно усложнивших образный, интонац. строй музыки, орк. фактуру, гармонию. На этой основе возникли стиль прогрессив (С. Кентон, Б. Риберн) с массивным, тяжелым орк. звучанием и т.н. третье течение, синтезировавшее совр. музыку и Д. (Г. Шуллер, Дж. Льюис).
Начиная с 1950-х гг. появилось большое кол-во различных джазовых школ, направлений, стилей: хард-боп (от англ. - твердый), связанный с именами А. Блейки и К. Брауна; {фри-джаз} (т.н. свободный Д.) - О. Коулмена, Д. Черри, А. Айлера; модальный Д. - М. Дейвиса, Дж. Колтрейна; джаз-рок - Ч. Кориа, Х. Хенкока, Дж. Маклафлина и др.
На протяжении своей истории Д. не был замкнутым муз. явлением. В результате его взаимодействия с модными танцевальными ритмами и фольклором возникли {рок-н-ролл}, босса-нова (джаз-самба), {соул}. Появление самобытных джазовых музыкантов неамер. происхождения способствовало становлению нац. джазовых школ. Интонац., ритмич. обороты Д. использовали мн. композиторы - К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, Д. Мийо, Дж. Гершвин, Л. Бернстайн, И.Ф. Стравинский и др.
В СССР интерес к Д. проявился с начала 1920-х гг. Вслед за первым в РСФСР "Эксцентрическим джаз-бандом" В.Я. Парнаха (Москва, 1922) возникли оркестры Ю.С. Мейтуса (Харьков), Л.Я. Теплицкого, Г.В. Ландсберга (Ленинград), Л.В. Варпаховского, А.Н. Цфасмана (Москва). Наиболее заметным явлением стал "Теа-джаз" Л.О. Утесова (Ленинград, 1929), осуществивший ряд эстр. постановок (в т.ч. "Джаз на повороте", "Муз. магазин") и снявшийся в к-ф "Веселые ребята" (1934). На протяжении неск. десятилетий орк. Утесова был связан со становлением и развитием советской массовой песни, с творчеством И.О. Дунаевского, М.И. Блантера, Дан.Я. и Дм.Я. Покрассов, Н.В. Богословского и др. Д. развивался и как вид инстр. музыки, чему способствовали руководители эстр. и танц. оркестров, композиторы и аранжировщики А.Н. Цфасман, А.В. Варламов, Я.Б. Скоморовский, Н.Г. Минх, Г.Р. Терпиловский, Л.А. Дидерихс и др. В 1938 был создан Гос. джаз СССР (рук. М.И. Блантер и В.Н. Кнушевицкий). В конце 1930-х гг. и во время Великой Отеч. Войны 1941-45 выдвинулись музыканты-солисты Я.Б. Скоморовский, А.В. Сафонов (труба), И.А. Ключинский, И.П. Давид (тромбон), И.А. Бачеев, Л.Д. Олах (ударные). С середины 1950-х годов советский Д. стал проф. исполнит. иск-вом. Были организованы оркестры О.Л. Лундстрема, К.Г. Певзнера, Р. Паулса и др. В 1960-е гг. на базе оркестров, а также джаз-клубов и молодежных кафе возникли малые исполнит. составы, тяготеющие к кам. стилям Д. Получили известность солисты А.Е. Товмосян, К.Г. Носов (труба), Г.А. Гаранян, Г.Л. Гольштейн, А.Н. Зубов (саксофон), К.И. Бахолдин (тромбон), А.А. Кузнецов (гитара), И.М. Бриль, Б.Н. Рычков (фп). Начиная с 1970-х гг. сов. Д. занимает заметное место на филармонич. эстраде. Среди музыкантов-исп. появились самобытные джазовые композиторы, синтезирующие традиц. джазовую технику с ладово-интонац. особенностями рус. (Г.К. Лукьянов, Н.Я. Левиновский), азерб. (В.А. Мустафа-заде), эст. (Л. Саарсалу), латыш. (Р. Раубишко), казах. (Ю.А. Парфенов) музыки. В ряде зап.-европ. фестивалей участвовали пианист Л.А. Чижик, ансамбли "Мелодия", "Каданс", "Аллегро", "Арсенал"; междунар. премиями отмечены В.В. Колесников, В.А. Мустафа-заде, В.Н. Чекасин, У. Стабулниекс.
Сов. Д. стилистически разнообразен; в нем представлены традиционные стили ("Ленинградский диксиленд", ретро-группа "Диапазон") совр. свинг (О.Л. Лундстрем, А.О. Кролл), "би-боп" (Д.С. Голощекин), модальный Д. ("Аллегро"), "джаз-рок" ("Арсенал"), "фри-джаз"(трио В.Ш. Генелина). Большое число композиторов, работающих в области эстрадной музыки и песни, активно использует язык совр. Д. (Ю.С. Саульский, В.Е. Терлецкий, М.М. Кажлаев, Б.Я. Троцюк, И.В. Якушенко и др.)
(Мысовский В., Фейертаг В., Джаз, Л., 1960; Переверзев Л., Из истории джаза, "МЖ", 1966, №3,5,9,12; Баташев А., Сов. джаз, М., 1972; Конев В.Д., Пути американской музыки, М., 1977; ее же, Рождение джаза, М., 1984; Панасье Ю., История подлинного джаза, (пер. с франц.), Л.. 1979; Коллиер Дж.Л., Становление джаза, пер. с англ., М., 1984; Сарджент У., Джаз. Генезис. Муз. язык. Эстетика, пер. с англ., М., 1987; Сов. джаз. Проблемы. События. Мастера, М., 1987. В.Б.Фейертаг) Пианист и композитор Дж.Гершвин писал симфоническую музыку,которая принимала образцовые джазовые очертания. Подобная ассимиляция еще доГершвина породила госпел – уличные песни-молитвы негров, основанные на языческомритме и обращенные к Христу.
Блюз и джаз – это маршевый ритм, внутри него возникает диссонанс, когда одна
из 4-х долей такта отсутствует. Диссонанс становится импульсом трагедии среди
фигур обезличенной маршевой мелодии.
Блюз, джаз и госпел привели в 40-х годах к появлению ритм-энд-блюза – танцевальной
музыки, основанной на блюзовом ритме, госпельных распевах и джазовом смещении
долей такта.

Ритм-энд-блюз, европейски смягченный, привел к стилю рокабили, ставшему популярным
в 50-е годы.
Ритм-энд-блюз и рокабили открыли эру рок-н-ролла – музыкального направления,
которое и по сегодняшний день определяет наше сознание.
Рок-н-ролл - лёгкий танцевальный музыкальный стиль, гармонически идущий от {блюза}; с характерным энергичным ритмом и довольно простыми мелодиями. Типичный представитель - Elvis Presley.
Рок-н-ролл, в свою очередь, повлиял и на традиционных джазовых музыкантов. Появились новые направления. В джазе – бибоп. Бибоп - {джазовый} стиль, утвердившийся в 50-е годы усилиями Чарли Паркера (Charlie Parker), Телоуниса Монка (Thelonious Monk), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и других; характеризовался непривычным для многих любителей традиционного джаза усложнением гармонии и ритма; происхождение слова - звукоподражательное. В современном джазе, прогрессиве и бибопе имеется такое стремление к расширению гармонии, что уже сама музыка страдает.
В попмузыке – фанки и соул. Соул – негритянская популярная музыка.
Развивался и сам рок-н-ролл. Его исполнители пытались двигаться в сторону от
блюза, создавали самостоятельный «белый» ритм. Так возникла музыка в стиле бит,
а вслед за ней и тяжелый рок.
Описание музыкальных особенностей рока:
В рок-музыке мелодический ряд стал проще, утрачивалось пульсирующее теплое
свинговое начало, и ритм выстукивался уже как бы ради себя самого. В роке конца
60-х годов блюз начал свое движение назад к военному маршу. Появление и выдвижение
на первый план электро-бас-гитар создали возможность проведения массового музыкального
внушения – навязывания ритма.
У всех присутствующих на рок-концерте навязанные ритмы будут вызывать единые,
общие для всего зала эмоции. В человеке растворяется индивидуальное, из глубины
души поднимаются стадные инстинкты.
Музыкальные направления, имевшие прямую связь с блюзовыми и классическими корнями, как-то и неожиданно быстро умерли. Ритм-энд-блюз, госпел, рокабили, да и весь
классический джаз как одна из форм популярной музыки за несколько лет, на грани
50-х и 60-х годов, потеряли свою популярность, которая, казалось бы, стабильно
нарастала с 10-х по 50-е годы.
Выпало же это как раз на момент «психоделической революции.»
Из обусловленного наркотическим влиянием резкого упрощения блюзового такта
первым родился психоделический рок. Стиль Psychedelic Rock появился в середине 60-х годов, в товремя, когда British Invasion и folk-rock команды начали расширять звуковые границы их музыки. Вместо того, чтобы ограничивать себя краткими и лаконичными шаблонами куплет-припев-куплет взятыми из rock & roll, они решили пойти дальше и использовать более свободную форму и структуру песни. Также было важното , что группы начали вплетать в свои композиции элементы индийской, восточной музыки и свободного jazz. Он породил «тяжелый рок», потом «рок Панков»,
и вместе они произвели на свет «металлический рок» и все последующие градации
«тяжелго рока.»
Примерно то же произошло и с джазом. Он произвел на свет психоделического отпрыска
- «кислотный джаз», который воспринимали исключительно под влиянием LSD.
Популярная музыка 60-70-х годов медленно менялась под влиянием все тех же явлений
наркотической и ненаркотической психоделии. Одновременно с галлюциногенами культура медленно поддавалась и прямым неоязыческим влияниям, открылись двери для лавинообразного проникновения энергетики медитаций и восточного мистицизма в популярную музыку.
Открылась эра музыкального нью-эйджа, в мелодиях которого отражался опыт «кислотной», психологической и псевдовосточной психоделии.
В те же годы вошла в моду «этническая музыка».
Первыми в волне «этно» появились записи индийской традиционной музыки и кубинской
музыки «вуду». Мелодии ислама и суфизма, индейцев Мексики и Северной Америки
появились несколько позже.
Откровенной симуляцией стали стили, возникшие в конечном итоге на основе регги
– это рэп. Рэп - музыкальный стиль, при котором сильно ритмизированный, обычно импровизируемый текст накладывается на инструментальную фонограмму.А так же диско-соул.
Во второй половине 60-х годов появилась еще одна форма современной музыки.
Это музыка, которую сочиняли и исполняли только на одном инструменте – электронном
синтезаторе. «Отцом» электронной музыки заслуженно считают Клауса Шульца.

Электронная музыка была и осталась попыткой передать в звуковой форме «кислотные
переживания. Именно поэтому одним из синонимов понятия «электронная музыка»
стал термин «транс» или «трансовая музыка». Этот стиль вырвался на свободу в начале 90-х годов, оставив позади немецкое techno и hardcore. Trance базируется на бесконечных повторениях коротких сэмплов синтезатора на протяжении всего трека, при этом допускаются минимальные изменения ритма и частотных характеристик синтезатора, чтобы иметь возможность различать композиции. Эффект от такой музыки состоит в том, что слушатели погружаются в состояние транса, сходное с религиозным. Несмотря на снижение интереса к музыке в середине 90-х, trance снова вернулся, но уже ближе к концу века, вытеснив с мировой музыкальной арены стиль house, как самый популярный стиль альтернативной танцевальной музыки.
Описание музыкальных особенностей трансовой музыки:
По словам одного из известных исполнителей электронной музыки Китаро, синтезатор
всегда остается холодным, как сама космическая бездна. А если точнее – как безразличная
космическая бездна буддизма. Недаром понятие «электронная медитация» является
еще одним способом словесной передачи электронных композиций.
Клаус Шульц говорил, что он извиняется перед своими поклонниками за то, что,
написав однажды совершенно случайно пародию на самого себя, он придумал стиль
техно. Это были несколько пародирующих рок-музыку танцевальных мелодий для синтезатора.
Однако синтезаторный рок, благодаря компьютерной обработке окончательно лишившийся даже оттенка блюзовой трагичности, оказался еще более мощным способом вызвать у человека, особенно подростка, реакцию навязывания ритма, чем трэш или гранж.
Возникли техно-клубы и техно-дансинги. Был период, когда в таких клубах устраивались
«техно-марафоны», выдержать участие в которых без наркотиков было практически
невозможно, секты активно пополняли свои ряды за счет отрывающейся там молодежи…
Постепенно ночные клубы и дискотеки стал захватывать Hause. Этот стиль родился
от электронного микширования ритмов популярной музыки ди-джеями или проще говоря,
смешивания в определенном ритме кусков из произведений композиторов самых разных
направлений. Этот стиль появился в середине 80-х в Чикаго. В эпоху безраздельного властвования диско, этот стиль был весьма вычурным и, безусловно, ультрамодным в весьма узких прогрессивных кругах. Стиль house был создан исключительно для танцев и создавался исключительно с помощью электронных музыкальных инструментов — драм-машин и синтезаторов. Этот стиль появился в середине 80-х в Чикаго. В эпоху безраздельного властвования диско, этот стиль был весьма вычурным и, безусловно, ультрамодным в весьма узких прогрессивных кругах. Стиль house был создан исключительно для танцев и создавался исключительно с помощью электронных музыкальных инструментов — драм-машин и синтезаторов.
Существует несколько версий происхождения названия этого стиля. Одна из них гласит, что House назвали так в честь имени клуба Warehouse, в котором местные ди-джеи впервые начали микшировать музыку Kraftwerk с прямыми битами, сделанными на драм-машине. Хаус-музыка с тех пор сильно изменилась, в 90-х она стала наиболее актуальной и модной, на основе хауса родились десятки новых стилей, а хаус-композиции заняли свои лидирующие места в хит-парадах. Хаус — несомненно, главный стиль 90-х.
Вам не нужно объяснять, как звучит хаус. Хаус-музыка — не очень быстрая, порядка 130-140BPM, сопровождаемая абсолютно прямым битом (на каждый второй удар бочки наложен хлопок или snare), на каждой шестнадцатой доле звучит хэт. Вот и весь хаус. Современный хаус вернулся «к корням» и начал использовать множество элементов диско, так что под конец девяностых произошло настоящее возрождение этого стиля. Впрочем, оно стало не слишком торжественным из-за того, что в поп-культуре окончательно укоренился хип-хоп, а хаус ныне относится уже к стилю прошлого века.
Существует Мекка поклонников клубной музыки. Это испанский остров Ибица. «Там
есть только пляжи и гигантские танцевальные клубы, 24 часа в сутки и 365 дней
в году играет музыка и продаются наркотики» - так говорят люди, побывавшие на
Ибице.

Современные танцевальные марафоны напоминают ритуальные танцы древних языческих
племен – все племя целиком, равномерно, отрешившись от реальности, движется
в ритме танца. Этот ритуальный танец призван был объединить племя, помогал ему
как единому целому стяжать «Ману» - магическую силу. А вот в современном танце
пляшут трансеры, объединившиеся на время и в основном с целью расслабиться или
спрятаться от себя, но если преследуется это цель, то трансер рискует обрести
«дионисическую» энергию возвращения к хаосу – энергию развоплощения.
Описание музыкальных особенностей Хаус и транса:
Ритм подбора мелодических фрагментов делится на жесткий, близкий к року, танцевальный hard hause и более мягкий, трансовый стиль. Мелодии нет – ее заменяет ритм включения чужих композиций. В целом же электронное микширование повторяет, в несколько иной форме, эффект рока, электронного синтезатора с его альтернативой – или
изматывающий и навязывающий технотанец, или растворяющая в холодной нирване
медитация.
Такие стили, как стебовый рок, созданный Frank Zappa-й и шок – рок, созданный Michael Bruce - гитарист, пианист, соавтор многих хитов (1971-73) оригинальной группы Alice Cooper, не поддаются течению иных стилевых рамок, они создавали что-то своё не зависящее от музыкального предпочтения того времени. В общем, очень много экспериментальных групп остались за кадром.

 
Радио КОНТУР
Распечатать страницу
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

Я в контакте

Betep Betep Изба МАЮ.РФ Betep Betep Стихи.ру
| Тонька | | Яд орхидеи | | Текста | | Cmex | | mp3 | | МАЮ.РФ |

P.S.: Возможно, некоторые статьи полностью или частично были взяты с "Агарты". Автора Слынько Н.М. Большая часть сайта - это материалы, скопированные из простора всемирной паутины, либо перепечатанные из журналов 80-х и 90-х годов.
Дата регистрации и создания сайта: 2001-06-25 15:45:10
После 2003 года статьи практически не добавлялись, так как Википедия стала очень популярной. И смысл собирать информацию о музыкальных группах отпал. Ведь в Википедии есть практически всё.