Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Из записей современников
 

Содержание
Из "Дневника" В. А. Теляковского
Из "Воспоминаний" В. В. Ястребцева
Из "Дневников" Н. А. Римского-Корсакова
Из "Записных книжек " М. О. Штейнберга
Из "Дневников" Н. Ф. Финдейзена
Из "Дневника" К. А. Сомова
Из "Дневника" Б. Е. Кохно
Из "Дневника 1921 года" М. А. Кузмина

Из "Дневника" В. A. Теляковского
1912-1913
29 декабря 1912 [11 января 1913]
[...] Про Стравинского Глазунов сказал, что это не музыка - '"Петрушка", - но хорошо и искусно оркестрована'.
1915
4 [17] марта 1915
[...] Вчера у меня были Зилоти и Коутс, чтобы говорить о сезоне будущего года. Я просил Зилоти переписаться со Стравинским по поводу покупки Дирекцией его "Соловья" на три года за 6 тыс. руб., а также поговорить с ним по поводу "Петрушки", который куплен Дягилевым на пять лет. [...]
16 [29] марта 1915
[...] Говорили с членами нашего оперного комитета по поводу оперы Стравинского "Соловей". Все сегодня присутствовавшие высказываются против этой оперы, а Соловьев прямо называет Стравинского музыкальным монстром-уродом. Между тем, Зилоти, Черепнин и др. в восторге от этого произведения - особенно Коутс. Кроме того, опера имела успех за границей.
Стравинского наши музыканты считают озорником даже большим, чем Скрябин. Я решил оперу Стравинского рассмотреть частным образом, не приглашая комитета. Часто академические музыканты ошибались в оценке достойных произведений. [...]
24 марта [6 апреля] 1915
[...] Игра у меня опер Коутса и Стравинского сегодня отменена по случаю болезни Коутса, и перенесена на конец недели. [...]
30 марта [12 апреля] 1915
[...] Сегодня в два с половиной часа у меня собрались слушать оперы Коутса "Ашурбанипал" и Стравинского "Соловей". Танеев, барон Штакельберг, Гуго Варлих, Тартаков, Зилоти, Мейерхольд, [:], мадам Коутс и сам Коутс, который оперы эти играл. [...] Очень труден "Соловей" - очень хорош в первой части, написанной им шесть лет назад, страшноват в средней по массе диссонансов, конец понравился. Предполагаем ставить в будущем сезоне. [...]
Меня крайне удивило сегодня следующее обстоятельство. Собрались музыканты слушать и исполнять оперу Стравинского "Соловей". Особенно ратовали за нее Зилоти и Коутс. Но каково было мое изумление, когда на вопрос рассказать содержание, никто - даже Головин и Мейерхольд - не смогли и не знали!!!
31 марта [13 апреля] 1915
Теперь так много придают значения в опере либретто и сюжету. Говорят, что музыка должна слиться с сюжетом - изображать звуками содержание. Как же Коутс собирается дирижировать, Мейерхольд режиссировать, Головин писать и иллюстрировать, и никто не знает совершенно сюжета. Коутс сказал, что Соловей поет Богдыхану о смерти!!! Как же после этого ценить и критиковать музыку, когда не знаешь на что она написана и что передает. Не есть ли у всех этих господ весь энтузиазм к произведению Стравинского - модный снобизм непонятной музыки. - Я прочел сначала басню Андерсена "Соловей" и не пойму их - как они не прочли [...]. Все говорили, что начало красиво и мелодично, что Стравинский писал так шесть лет назад - тоже красиво [...], но никто не знал, что середина оперы - пение искусственного механического соловья, который к тому же портится - тогда и какофония ясна. Боже, как люди глупы!!!! [...]
1916
1 [14] марта 1916
В два с половиной часа собралась у меня оперная комиссия, чтобы еще раз просмотреть бюджет труппы. [...]
Говорили о репертуаре будущего сезона. Намечены следующие оперы: "Соловей" (Стравинского), "Кащей" (Римского-Корсакова), "Князь Серебряный" (Казаченко), "Сон на Волге" (Аренского), "Каменный гость" (Даргомыжского), "Франческа да Римини" (Рахманинова), "Ашурбанипал" (Коутса). [...]
1917
[8 (21) июня] 1917
[...] Сегодня, 8 июня, Батюшков обратился ко мне по поводу инцидента с Головиным [...]. Ему очень не хотелось [бы], чтобы после угрожающего письма от Бенуа - этому последнему было бы предоставлено делать декорации к опере "Соловей" Стравинского. Оказывается, что такого закона, на основании которого Зилоти обратился к автору с просьбой выбрать художника для написания декораций, не существует.

Из "Воспоминаний" В. В. Ястребцева
Материалы приводятся с сохранением оригинальной орфографии и пунктуации.
1903
28 февраля [13 марта]
[...] Сегодня я пригласил к себе одного очень милого и музыкального юношу - Игоря Федоровича Стравинского, сына известного артиста Русской оперы. [...]
6 [19] марта
[...] Вечером был лично у него (с трех четвертей восьмого до половины четвертого ночи). Кроме меня были: В. В. Стасов, А. К. Глазунов, [...] двое Оссовских, студент Митусов с женой, [...] студенты Н. И. Рихтер и Игорь Федорович Стравинский, принесший Николаю Андреевичу от имени матери большой портрет его отца в роли Головы из "Майской ночи" (это было желание покойного Федора Игнатьевича) [...].
Стравинский показывал свои очень милые и остроумные музыкальные шутки. По-видимому, Игорь Федорович человек несомненно талантливый. [...]
17 февраля [2 марта]
Вечер провел у Римских-Корсаковых. [...] После ужина молодой Стравинский играл свои комические песенки, а Рихтер напевал знаменитую и вместе с тем глубоко бессмысленную цыганскую песню "Распаша" и даже исполнил (к величайшему ужасу Надежды Николаевны) "Кек-уок", причем Митусов и Стравинский презабавно представляли, как его надлежало танцевать. [...]
6 [19] марта
Был у Римских-Корсаковых с трех четвертей девятого до половины четвертого ночи. Сегодня Николаю Андреевичу 60 лет. [...] Кроме меня у Римских-Корсаковых были Владимир Стасов, Арцыбушев, Лядов, Глазунов, Черепнин, [...] молодой Стравинский, Н. И. Рихтер, Митусов [...].
Во время ужина "корсаковская молодежь", со Стравинским во главе, исполнила премилую "кантату", сочиненную Стравинским специально для сегодняшнего дня и посвященную Николаю Андреевичу (кантата, по желанию публики, была повторена). [...]
6 [19] апреля
Был у Римских-Корсаковых с 9 вечера и до половины третьего ночи. Кроме меня были: В. В. Стасов, Глазунов, Лядов, Блуменфельд, Н. И. Забела-Врубель, С. С. Митусов, Н. И. Рихтер, И. Ф. Стравинский [...].
1904
21 августа [3 сентября]
[...] Узнал, что у них с 11 августа гостит Игорь Стравинский. [...]
22 августа [4 сентября]
[...] Днем Николай Андреевич занимался с Игорем Федоровичем [...]. После чая Надежда Николаевна с Игорем Стравинским сыграли (и неважно) Пятую симфонию Глазунова. [...]
23 августа [5 сентября]
[...] После чая гуляли с Николаем Андреевичем [...]. Когда пришел Игорь Федорович, я снял (сфотографировал) Николая Андреевича. [...]
Днем, когда И. Стравинский был снова засажен за инструментовку для духовых начала полонеза из "Пана-воеводы", мы, гуляя по саду, говорили с Николаем Андреевичем [...].
17 [30] сентября
С половины шестого до половины восьмого был у Римских-Корсаковых. Когда я вошел, никого дома не было, впрочем, вскоре явился Николай Андреевич в сопровождении Игоря Стравинского. [...]
9 [22] февраля
Был у Римских-Корсаковых с девяти до половины второго ночи. До чая Н. И. Рихтер сыграл посвященную ему fis-mollную Сонату Игоря Стравинского. Очень талантливая вещь! [...]
30 апреля [13 мая]
[...] До чая были исполнены первые три акта "Китежа", а после чая - четвертый (играл Феликс Михайлович, подыгрывал Игорь Стравинский, пели Оссовский и Римский-Корсаков). [...]
3 [16] июня
К трем четвертям двенадцатого был на Варшавском вокзале. [...] Надежда Николаевна и Андрей Николаевич Римские-Корсаковы сперва в Берлин, затем в Наугейм. Полчаса спустя уехал Николай Андреевич с Надеждой Николаевной (младшей) в Вечашу. [...]
Кроме меня Римских-Корсаковых провожали Ф. М. Блуменфельд, Митусов и братья Стравинские. [...]
9 [22] ноября
[...] заехал к Римским-Корсаковым вечером [...]. Кроме меня были Н. И. Рихтер и братья Стравинские - Игорь и Гурий [...].
До чая И. Стравинский и Н. И. Рихтер сыграли Первую симфонию С. Танеева [...]. Далее игрались "Басни" Гречанинова и увертюра "Фауст" Вагнера. Исполняли Надежда Николаевна с Рихтером (или с И. Стравинским?). [...]
19 декабря [1 января 1906]
[...] Отправился к Николаю Андреевичу поздравить его с днем 40-летия художественно-композиторской деятельности. [...] Николай Андреевич в зале давал урок ученикам консерватории, а затем его ждал с той же целью еще и Игорь Стравинский. [...]
После урока оркестровки (со Стравинским), на котором и я отчасти присутствовал, мы обедали. [...]
Сегодня я получил еще один кабинетный портрет Римского-Корсакова (Игорь Федорович - тоже) [...].
4 [17] января
[...] Сегодня у Римских-Корсаковых было много народу: В. В. Стасов, Ф. И. Шаляпин, А. К. Глазунов, В. В. Бессель, [...] двое Стравинских, невеста Игоря Стравинского, двое Митусовых, [...] молодые Римские-Корсаковы, и я, всего с самим Николаем Андреевичем - 35 человек.
Сперва была исполнена "Женитьба" Мусоргского. [...] Вторым номером был исполнен "Скупой рыцарь" Рахманинова. [...]
11[24] января
[...] Узнал, что Николай Андреевич подарил клавир "Китежа" [...] Игорю Федоровичу Стравинскому, женившемуся сегодня и уехавшему на Иматру [...].
1906
25 января [7 февраля]
Был [...] у Римских-Корсаковых [...]. Кроме меня были: трое Стравинских [...].
Далее беседовали с Николаем Андреевичем и Игорем Стравинским о "Золоте Рейна" и вообще о том, почему это у Вагнера начальное Es-durнoe вступление все время как бы растет, а затем, достигнув f, переходит в As-dur. [...]
После чая Надежда Николаевна с Игорем Федоровичем Стравинским сыграли (в 4 руки) чудесную С-durную симфонию Шуберта. [...]
1 [14] февраля
[...] Кроме меня сегодня у Римских-Корсаковых были братья Бельские, братья Стравинские, двое Митусовых, [...] Н. И. Рихтер, [...] а всего человек 18. [...]
6 [19] марта
Был на званом вечере у Римских-Корсаковых [...]. Народу было много: В. В. Стасов, А. К. Глазунов, двое Блуменфельдов, Н. И. Рихтер, двое Митусовых, [...] трое Стравинских, Н. И. Забела, [...] всего 33 человека. [...]
Говорили о политике и талантливых статьях Петра Струве, о гнусном расстреле лейтенанта Шмидта, бойкоте Думы рабочими и т. д. Для начала музыки Игорь Стравинский сыграл своего "Кондуктора и тарантула" [...].
11 [24] октября
[...] Сегодня у Римских-Корсаковых было довольно много гостей, Н. И. Забела-Врубель, братья Стравинские, Н. Рихтер, М. Штейнберг [...]. Забела исполнила прелестную Колыбельную Чайковского и романс Николая Андреевича "О чем в тиши ночей". Аккомпанировал Игорь Стравинский. [...]
15 [28] ноября
[...] Сегодня кроме меня у Римских-Корсаковых были Игорь и Гурий Стравинские [...].
До чая была сыграна Н. Рихтером и И. Стравинским Третья симфония Чайковского [...].
29 ноября [12 декабря]
[...] Сегодня на "фиксе" были [...] братья Стравинские [...]. Гурий Стравинский спел ариозо Собакина из "Царской невесты" [...]. И. Стравинский со Штейнбергом сыграли Вариации Максимилиана Осеевича, причем мы с Николаем Андреевичем слушали их, следя по партитуре. [...]
1907
17 [30] января
Сегодня народу было много: [...] два брата Стравинских, [...] Н. И. Рихтер, Нина Александровна Митусова [...].
3 [16] февраля
Был [...] на генеральной репетиции "Китежа". [...] Бельский хочет поднести венок, Стравинские - тоже. [...]
Были: Бельские, Стравинский, Кюи, Лядов, Спендиаров, Забела [...].
7 [20] февраля
В среду 7 февраля 1907 года в первый раз было дано на сцене Мариинского театра "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". [...]
[Римский-Корсаков] получил два венка - один от нас [...], а другой, с прелестным, шитым шелком полотенцем, от Стравинских (Игоря Федоровича, его жены и других). [...]
27 февраля [12 марта]
[...]было очень оживленно и интересно: были Оссовский, Забела, чета Зилоти, Лядов, Ф. Блуменфельд и другие, пелись романсы Стравинского. [...]
21 марта [3 апреля]
[...] Кроме меня на "фиксе" были братья Стравинские [...].
8 [21] апреля
Был у Римских-Корсаковых на "квартете". Кроме меня были Цимбалист, И. Стравинский и М. Штейнберг. [...]
18 апреля [1 мая]
[...] У Римских-Корсаковых должен был исполняться "Золотой петушок". Кроме меня были [...] М. Штейнберг и Игорь Федорович Стравинский, которому Николай Андреевич преподнес оркестровую партитуру "Музыкальных картинок" к "Сказке о царе Салтане" по случаю исполнения его, то есть Стравинского, сочинений в оркестре 14-16 апреля 1907 года. [...]
31 октября [13 ноября]
[...] [У Римских-Корсаковых] были: Н. И. Забела-Врубель, братья Стравинские [...].
После чая И. Стравинский со Штейнбергом сыграли "Норвежские танцы" Грига, а Надежда Николаевна (младшая) спела [...] два раза "Пастораль" Стравинского (на букву "А"), посвященную ей 29 октября, в день, когда эта вещица была сочинена Игорем Федоровичем (оригинальная песня, но не без странных гармоний). Затем И. Стравинский изобразил свой новый романс "Звоны, стоны, перезвоны" (на слова С. Городецкого), с прекрасной музыкой середины и очень странным началом. Невольно вспомнился анекдот Апухтина: "Мама, - спросил ребенок, увидев невероятно грузную фигуру поэта, - это господин, или нарочно?" Ведь и об этой начальной оргии звуков можно было бы спросить: "Это музыка, или нарочно?" [...]
4 [17] ноября
[...] По мнению Римского-Корсакова, талант Игоря Стравинского еще не достаточно выяснился, так как в 4-й части его Первой симфонии он еще слишком подражает Глазунову и ему, а в новых романсах (на слова С. Городецкого) Игорь Федорович излишне рьяно ударился в модернизм. [...]
21 ноября [4 декабря]
[...] Был у Римских-Корсаковых [...]. Кроме меня были: М. Штейнберг, Н. И. Забела [...]. Не было лишь В. И. Вольского, а также Стравинских (ибо это был день смерти их отца) [...].
27 ноября [10 декабря]
[...] были: Оссовский, Игорь Стравинский [...].
5 [18] декабря
[...] был на "фиксе" у Римских-Корсаковых [...]. Всего с самими Римскими-Корсаковыми было 17 человек (М. Штейнберг, И. Стравинский с женой [...]).
После чая Н. Н. Черепнин со Штейнбергом сыграли сюиту из "Павильона Армиды" Черепнина. Слушали с Римским-Корсаковым и Игорем Стравинским, глядя в партитуру. [...]
19 декабря [1 января 1908]
[...] Был у Римских-Корсаковых [...]. Кроме меня были братья Стравинские [...].
25 декабря [7 января 1908]
На следующий день (в первый день рождества) был [...] у Римских-Корсаковых. Кроме меня были мать и два сына Стравинские и М. Штейнберг. Николай Андреевич выглядел ничего себе, хотя на вопрос г-жи Стравинской, как он себя чувствует, ответил: "А я было расхворался, какое-то удушье по утрам, вот и теперь пью ландыш серебристый". [...]
По поводу исполнения Надеждой Николаевной (младшей) "Весны (монастырской)" и "Пасторали" Игоря Стравинского Римский-Корсаков сказал: "Я по-прежнему остаюсь при особом мнении о первой из этих вещей, причем, строго говоря, я лично не совсем понимаю, что может быть за удовольствие сочинять музыку на стихи вроде: "Звоны, стоны, перезвоны" Сергея Городецкого. Для меня вся эта современная декадентско-импрессионистская лирика с ее убогим, тощим идейным содержанием и ее фальшиво-народным русским языком полна "мглы и тумана". [...]
1907-1908
30 декабря [13 января 1908]
[...] говорили о вечере у "Современников" и о "Весне (монастырской)" ("Звоны, стоны, перезвоны") Игоря Стравинского. "Средина этого романса, - сказал Николай Андреевич, - местами очень хороша и выразительна, зато самое начало какое-то дико неистовое и гармонически ерундовое". - "Право, было бы лучше, - сказал я, - если бы нынешняя музыкальная молодежь, говоря словами доктора И. И. Лазарева (сказанными им Штейнбергу), старалась более писать не столько для '"Современников", сколько для потомства'. Эта острота очень понравилась Римскому-Корсакову. [...]
1908
15 [28] января
[...] Говорили о Симфонии Игоря Стравинского, о том, что 1-я часть ее чрезмерно грузно оркестрована, хотя в ней и имеются очень красивые гармонические и инструментальные эпизоды, а также, что эта Симфония будет исполняться в Придворном оркестре во вторник, 22 января. [...]
23 января [5 февраля]
Был у Римских-Корсаковых [...]. Когда я вошел, Николай Андреевич еще отдыхал (накануне он поздно лег, так как был у Стравинских - после исполнения в Придворном оркестре сочинений Игоря Федоровича).
Сегодня кроме меня были: Н. И. Забела-Врубель, братья Стравинские [...]. Много пели: [...] "Пастораль" И. Стравинского исполнила Надежда Николаевна-младшая, аккомпанировала Надежда Николаевна-старшая [...].
После чая были спеты: [...] своеобразный романс "Весной" ("Звоны, стоны, перезвоны") И. Стравинского - Надеждой Николаевной-младшей (аккомпанировал И. Стравинский) [...].
12 [25] февраля
Был на первой репетиции 2-го Русского симфонического концерта. Начали с "Золотого петушка". [...] Из нашей корсаковской компании были Игорь Стравинский, я, Штейнберг [...].
15 [28] февраля
Были с женой на генеральной репетиции 2-го Русского симфонического концерта. Кроме нас были Глазунов, Лядов, Штейнберг, [...] И. Стравинский, Гнесин и др. [...]
Сюита Игоря Стравинского ["Фавн и пастушка"] - талантлива [...].
16 /297 февраля
Всей компанией [...] были на 2-м Беляевском концерте, дирижировал Феликс Блуменфельд. [...]
Несмотря на значительное влияние на музыку сюиты Стравинского, "Млады" Римского-Корсакова, "Бури" Чайковского и Вагнера вообще, в ней есть немало интересных деталей. Голосовая партия не без угловатостей а lа Мусоргский. В общем же, талантливо, местами очень красиво, а главное - молодо, хотя именно благодаря этому и неровно. Автор был вызван. [...]
20 февраля [5 марта]
Не зная, будет ли Николай Андреевич дома, я в 6 часов вызвал его по телефону. Оказалось, что к нему сегодня попозднее [...] заедет Игорь Федорович Стравинский с целью просмотреть с Николаем Андреевичем свои новые сочинения, а потому мой визит было решено отложить на завтра.
27 февраля [12 марта]
[...] Сегодняшняя среда [у Римских-Корсаковых] была малолюдная: Штейнберг, Игорь Стравинский, Н. Рихтер [...].
И. Стравинский подарил Николаю Андреевичу прекрасный портрет (с дагерротипа) Роберта Шумана. Я же с Игорем Федоровичем довольно долго говорили "по душам" о его "Фавне и пастушке". [...]
6 [19] марта
Были [...] на второй репетиции 3-го Русского симфонического концерта. Кроме нас были: Николай Андреевич с Надеждой Николаевной-младшей, Глазунов, Витол, Игорь Стравинский [...].
Вечером того же дня мы снова встретились. Кроме меня и Штейнберга у Римских-Корсаковых были Глазунов, Лядов, трое Стравинских [...].
Пока Игорь Стравинский со Штейнбергом играли Восьмую симфонию Глазунова [...] мы говорили с Николаем Андреевичем об интересном отзыве Энгеля о "Китеже" [...].
8 [21] марта
[...] После концерта я отправился к Римским-Корсаковым. Кроме меня были: Ф. Блуменфельд, Лядов, Н. Рихтер, М. Штейнберг, [...] два брата Стравинские, [...] Вера Ивановна Скрябина, Н. И. Забела-Врубель, Витол, мадам Зилоти, С. С. Митусов и А. А. Спендиаров [...].
Сегодняшний вечер был оживленный. Много смеялись. Братья Стравинские изобрели целый рассказ, составленный из фамилий артистов, композиторов и дирижеров. Сперва Николай Андреевич было пришел в ужас от этой нелепой чепухи, но затем она его втянула, и они с Лядовым тоже кое-что присочинили к общему удовольствию дурившей компании. [...]
Как всегда говорились тосты. На этот раз, как только подали шампанское, Ф. М. Блуменфельд встал и объявил, что он пьет за здоровье жениха и невесты, то есть за М. О. Штейнберга и Надежду Николаевну. [...]
14 [27] марта
Был на "Валькирии". В антракте перед 3-м действием издали видел Николая Андреевича, о чем-то оживленно разговаривавшего со Стравинским. [...]
29 марта [11 апреля]
Был на "Зигфриде". В первом антракте зашел в ложу к Римским-Корсаковым и Стравинским. Восхищались с Игорем Федоровичем гениальным 1-м актом этой оперы. [...]
4 [17] апреля
На "Гибели богов" видел издали Николая Андреевича. В антракте, когда я заглянул к ним в ложу, кроме Володи Римского-Корсакова никого не было, так как и Николай Андреевич и Стравинский отправились курить.
12 [25] апреля
[...] После обеда Максимилиан Осеевич припоминал за роялью отрывки из музыки "Пчел" Игоря Стравинского. [...]

Из "Дневников" Н. А. Римского-Корсакова
9 [22] марта
[...] За ужином, когда разлили шампанское, раздалось пение из гостиной; оказалось, что Игорь сочинил приветственный хор в мою честь. Хор недурен. Пели Соня, Надя, Оссовский, Степан, Лапшин и Володя. Разошлись в четыре утра. [...]

Из "Записных книжек " М. О. Штейнберга
1914
6 [19] мая 1914
Репетиция; Игорь, Бенуа, мадам Эдвардс... Закусил у Дюваля и хотел поспать, но пришел Игорь и просидел до половины девятого.
7 [20] мая 1914
Пришел Игорь пить кофе. Говорили о Штраусе и о "Петрушке". Пошли на репетицию, но вместо этого поехали с Бенуа.
8 [21] мая 1914
Утром пришел Бернштейн, потом бегали с ним и со Стравинским зря. Ерунда полнейшая; нервы пока держу, но за дальнейшее не ручаюсь [...]. Репетиция в [Гранд-]опера "Петрушки". Потом "Соловья" [...]. С Игорем пошли к Добужинскому, где застали Бенуа. Видел карандашные рисунки декораций [...]. В Opera "Петрушка" (Игорь с Бенуа ругались) [...].
9 [22] мая 1914
Утром был у Игоря, потом на струнной репетиции "Соловья". Завтракали с Эвансом, Деляжем и Игорем [...]. Обедал один, потом был на репетиции "Соловья" под рояль. После репетиции сидели в кафе с Бенуа, Игорем и Набоковым до часу; ожесточенно спорили о музыке.
10 [23] мая 1914
Какие еще сюрпризы? Утром посидел у Игоря, потом поехал к Баксту, тот не принял. [..] Вечером репетиция "Соловья" в Казино. Сидели в Гран-кафе с Игорем, Деляжем, Эвансом и Бенуа. Оттуда поехали на [нрзб.] (без Бенуа), где просидели до половины пятого.
11 [24] мая 1914
Утром общая репетиция "Соловья". [...] Вечером "Петушок" и "Петрушка". [...]
13 [26] мая 1914
Утром репетиция "Мидаса" в Казино. Весь день репетировали "Соловья". Вечером премьера и второй раз "Петушок" с судебным приставом. Бешеный успех. [...]
15 [28] мая 1914
[...] Игорь переехал к Деляжу и ведет себя изрядно по-свински.
[5] 18 июня 1914
Утром репетиция "Соловья" и "Мидаса". Затем завтракали у Андрея [...] с Игорем. Долго пили кофе на террасе. Потом вдвоем гуляли с Игорем по Темзе и обедали в Weldorf Hotel. Спектакль. Пили чай в Weldorf Hotel с Андреем, Бенуа и Игорем.
1920
19 ноября 1920
Великое театральное беснование. Днем - генеральная репетиция: "Карнавал", "Петрушка", "Исламей".
1921
30 сентября 1 921
[...] Были на генеральной репетиции "Жар-птицы", которая очень понравилась по музыкальному исполнению и мало в смысле постановки. После репетиции пили чай у А. К. Стравинской.
30 октября 1921
Воскресенье. [...] Вечером балеты "Петрушка", "Исламей" и "Жар-птица". [Присутствовали] Луначарский и масса всяких властей.
1922
20 апреля 1922
[...] Были с Надей у А. К. Стравинской. От Игоря было письмо - он написал одноактную оперу "Домик в Коломне". Домой вернулись около одиннадцати. Света нет - мрак и грусть.
18 мая 1922
Концерт [в] филармонии из сочинений Прокофьева, Стравинского и Лурье. Последний - прохвост окончательный. Во время "Волжской фантазии" хохотали до упаду [:].
27 декабря 1922
[...] Вечером концерт в филармонии - "Петрушка" и первый акт "Соловья", который слушал без особого удовольствия.

Из "Дневников" Н. Ф. Финдейзена
1918
23 сентября 1918
[...] Вчера был у Прянишникова. [Он] передал Автобиографию, записную книжку, опись выступлений (с 1876 г.) и несколько писем Савиной, Стравинского, Мазини и др.
Как в письмах сказывается характер данного лица. Стравинский - с его блестящей, или хотя бы очень удачной оперной карьерой, и прекрасно удавшейся (вполне искренно было высказано многими чувство признательности), постоянно - и в жизни, и в письмах - жалуется. Странный, ненормальный нытик, при большом сценическом даровании. [...] И Игорь такой же странный [:].
1919
5 января 1919
[...] На прошлой неделе просматривал "Соловья" Стравинского и не мог осилить. Песни самого Соловья, именно первая - очень мила и талантлива. Но едва ли не все остальное - декадентский кошмар, нисколько не китайского колорита. Напротив, вступление годилось бы даже в "Хованщину" и на самом деле напоминает печальную обрисовку раскольников Мусоргского. [...]
23 июля 1919
[...] Вчера он [Лурье] проявил преступную [нрзб.] ввиду невозможности спасти квартиру Стравинского (где он проживал) [...]
8 декабря 1919
[...] Лурье на время болезни переехал из-за холода к ... Стравинской. Молодец Каценталь! [...]
11 декабря 1919
[...] В отделе Каценталь всячески оттягивает выплату аванса на покупки [...] (а "перевоз" шереметевской библиотеки в квартиру Стравинской обошелся в 50 тысяч). [...]
23 декабря 1919
[...] Вчера Каценталь выдумал перевезти всю библиотеку в квартиру Стравинской. Как надоел этот отдел с постоянными интригами. [...]
1920
10 января 1920
[...] Каценталь тоже думал привести кого-то, переселяя весь мой подотдел [нрзб.] в спасаемую им квартиру Стравинской [...].
12 января 1920
[...] Каценталь провел-таки свою линию - вчера пришлось перевести библиотеку музыкального отдела в квартиру Стравинской - ранним утром был в отделе, затем сопутствовал "возу" в виде сторожа, чтобы получить обещанные 1000 руб. в качестве сверхурочной работы. Пришлось ехать и идти в обход, вдоль Мойки, так как "на площади Урицкого" - был новый смотр войскам ... При разводе - очень жалкий оркестрик играл "Интернационал".
У подъезда квартиры Направника прибита солидная мраморная доска:
"В этом доме жил и умер
КОМПОЗИТОР
Э. Ф. Направник"
Всю жизнь его относились враждебно к его композиторской деятельности, а тут взяли и прославили, не сумев отметить его заслуженное дирижерство. Но и то хорошо, что вспомнили.
В квартире Стравинской библиотеке отвели зал и столовую, сохранив прежнюю меблировку, а в одной из этих комнат видел даже большую копию или модель его могильного памятника! Тесно и нелепо для библиотеки (будущей Государственной!) ютиться в двух меблированных комнатах. [...]
4 февраля 1920
[...] В понедельник был в квартире Стравинской - топят дровами [Музыкального] отдела (NB: там проживает Лурье), грязь, сумбур - прежний. [...]
9 апреля 1920
[...] Лурье и Каценталь застряли в Москве. Асафьев без них продолжает принимать новых служащих, хотя библиотека, втиснутая в две комнаты частной квартиры и без притока инвентаря (его и не может быть) - мертвое дело и не может развиваться [...].
21 октября 1920
[...] [Был] в библиотеке МУЗО - В квартире Стравинской. Там, конечно, никого не было. [...] Судя по реквизиции библиотеки у Кусевицкого в Москве, прославленный большевистский дирижер предпочел не возвращаться, покуда, в Россию и сидит в Лондоне. Бедный Шаляпин остался здесь соло. [...]
1922
28 декабря 1922
[...] Вчера одурел на "Петрушке" Стравинского в филармонии. Впечатление лучшее, чем в первый раз. Пестро, шумно... и тривиально. Это вполне прикладная музыка. И не оригинальная. Стравинский вышел из школы веристов, Рихарда Штрауса и Римского-Корсакова, а потому пестр и несамостоятелен до крайности. Пуччини дает те же эффекты в "Богеме", но, несмотря на свою резкость, он художественнее, или хотя бы картиннее. У Стравинского те же приемы, только пестры, нудны и в конце концов приедаются. Не думаю, что "Петрушка" пережил бы конкурентов. И по программе, и по "новизне" - он вполне естествен и своевремен - ведь карусель (Кустодиева) - также пестра, ярка, но самостоятельнее.
[...] Вовсе не произвело впечатление и 1-е действие "Соловья". Сыро. Музыка и здесь чисто прикладного характера. Андерсеновской теплоты, настроения интимности нет. И эта партитура не спасет русской музыки. Насколько выше ее Скрябин! [...]

Из "Дневника" К. А. Сомова
19 ноября 1920
С утра на генеральной репетиции "Петрушки". Билеты нам дал Шура. "Петрушка" мне меньше понравился, чем в 12-м году в Монте-Карло.
20 ноября
Вечером в ложе Бенуа на премьере "Петрушки". Зал почти нарядный, вся nobilites [знать (франц.)]. [...] Его вызывали и он выходил.

Из "Дневника" Б. Е. Кохно
1 июля 1921
[...] Утром были у Стравинского Рубинштейн и Коханьский. [...] Говорили о клавесине, клавикордах - Моцарт, Бах. Завтракали. [...] Игорь зачитывается принесенным мною "Домиком в Коломне". Развитие плана. [...]
4 июля 1921
[...] Приходил Игорь. Слушали божественного Перголези. Восхищаемся часами. Влюбляюсь в "Пульчинеллу". [...]
5 июля 1921
В 5 часов идем с Бароччи к Игорю. [...] Игорь об охоте [...]. Играл свою Польку. Обедали.

Из "Дневника 1921 года" М. А. Кузмина
9 октября 1921
У Ольги Афанасьевны были капитаны и потом Ахматова, она читала стихи, по-моему, очень неважные. Артур играл [нрзб.] плохо, я "Лески", потом "Священную весну".
23 ноября 1921
Пошел к Оленьке [...]. Ахматовой не было. [...] Мы играли "Петрушку".

 

http://ckokc.ru

Распечатать страницу
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика


Я в контакте

Betep Betep Betep Изба МАЮ.РФ Betep Betep Стихи.ру
| ckokc | | Тонька | | Яд орхидеи | | Текста | | Cmex | | mp3 | | МАЮ.РФ |

P.S.: Возможно, некоторые статьи полностью или частично были взяты с "Агарты". Автора Слынько Н.М. Большая часть сайта - это материалы, скопированные из простора всемирной паутины, либо перепечатанные из журналов 80-х и 90-х годов.
Дата регистрации и создания сайта: 2001-06-25 15:45:10
После 2003 года статьи практически не добавлялись, так как Википедия стала очень популярной. И смысл собирать информацию о музыкальных группах отпал. Ведь в Википедии есть практически всё.