Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
hard rock/heavy metal
 
История шотландской хард-роковой группы Nazareth началась задолго до того, как была выпущена ее первая пластинка. Еще в 1961 году в шотландском городке Данфермлайн басист Пит Эгню (Pete Agnew) собрал кавер-группу The Shadettes, к которой в течение нескольких лет присоединились барабанщик Дэррил Свит (Darrell Sweet), вокалист Дэн Маккафферти (Dan McCafferty), а в 1968-м - гитарист Мэнуэл "Мэнни" Чарлтон (Manny Charlton). Пит Эгню родился 14 сентября 1946 года. Начал выступать группах чуть ли не с тринадцати лет. Естественно, такой трудовой стаж привел к блестящему владению инструментом. Лучшим диском Nazareth Пит считает концертный альбом It"s "Snaz (Live), поскольку мастерство виднее именно на "живых" записях. Присоединившийся к группе в 1963 году несменяемый барабанщик Дэррил Свит родился 16 мая 1947 в английском городе Борнмаутс. Самый интеллигентный, уравновешенный и деловой член группы. Дэн Маккафферти родился 14 октября 1946 году. К музыке его тянуло с детства - в скаутском возрасте он уже выступал волынщиком на уличных парадах родного городка Данфермлайна. В группу The Shadettes он пришел в 1965. Его незаурядный талант поэта и композитора во весь рост проявился в лучших альбомах группы, кроме того, он сделал еще и пару сольников, правда, с меньшим успехом. В непосредственном общении Дэн очень раскован, может без остановки говорить, украшая свои рассказы всевозможными хохмами и приколами. Дэн настолько любит собственные песни, что частенько поет их хором с друзьями, собравшимися за столом. Соло-гитарист Мэнни Чарлтон родился 25 июля 1941 года. Он является автором целой обоймы хитов, исполняемых на каждом концерте. А великолепные соло-запилы и гитарные рифы, придуманные Мэнни, прочно вошли в классику жанра. Где-то в 1968-1969 году, когда состав группы окончательно сформировался, музыканты меняют название группы на Nazareth. Название было выбрано отнюдь не в честь родного города Иисуса Христа, а по первой строчке композиции The Weight группы The Band "I pulled into Nazareth, feelin" about half past dead", хотя существует версия, что название было выбрано по словам песни Элвиса Пресли. Сначала дела у группы шли неважно: не хватало денег на самое необходимое, выступать приходилось по ночным клубам, музыканты не могли разобраться в своем репертуаре, метались от поп-баллад до классических рок-н-роллов и блюзов. В 1970 Nazareth берет под свою опеку компания грамзаписи Маунтин. Музыканты шлифуют технику, готовят материал и наивно ожидают всемирного успеха. Группа, до того игравшая в основном на местечковых вечеринках, начала свое наступление на клубы Глазго, Эдинбурга и Лондона. Вышедший в 1971 году первый альбом, названный просто Nazareth, особого успеха не имел и долгое время был своего рода филофонической редкостью - мало кто его слышал, но все активно не любили. Между тем дебютный Nazareth - достаточно сильная и интересная работа, хотя абсолютно вне дальнейшей стилистики группы. Зато в том же году Nazareth едет в турне с Deep Purple в качестве разогревающей группы. Дружба с музыкантами Deep Purple (которая длится до сего дня) оказала большое влияние на формирование музыкального стиля Nazareth. Второй альбом Exercises, выпущенный группой в 1972 году, носил во многом экспериментальный характер. Группа нащупывала свой собственный стиль, опираясь прежде всего на рок-н-ролл и блюз, старошотландскую балладу и кантри. Звучание команды было аскетичным, но в то же время весьма плотным. Неплохие идеи раннего творчества группы оставались незамеченными на фоне мощного старта хард-роковых коллективов типа Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple. Тогда Nazareth решили утяжелить свою музыку. Но решающее значение на карьеру музыкантов оказало знакомство с басистом Deep Purple легендарным Роджером Гловером, решившим взять молодую команду под свое продюсерское крыло. Под его руководством хард-роковые мотивы в музыке Nazareth стали доминирующими и в 1973 появился альбом Razamanaz, спродюсированный Гловером. С этого альбома началась настоящая "звездная" история Nazareth. В альбоме группа представила разноплановый материал от кантри до рок-н-ролла, но объединяющим элементом была "тяжесть", порой переходящая в предметаллический забой. Деликатность Гловера как продюсера позволила Nazareth полностью проявить свою самобытность: группа шла скорее по стопам блюзовиков Led Zeppelin, нежели "классицистов" Deep Purple. Наиболее яркими вещами Razamanaz стали рок-н-роллы (в том числе неистовый танец с одноименным пластинке названием). Дэн Маккафферти полностью отшлифовал свою уникальную певческую манеру - надсадный фальцет, послуживший впоследствии образцом для нескольких поколений "металлистов". Выход альбома сопровождался двумя попаданиями в британский Топ 10 сопутствующих синглов Broken Down Angel и Bad Bad Boy (соответственно, 9-е и 10-е места). Выход сингла This Flight Tonight (сразу же ставшего "хитом сезона") Джони Митчелла способствовал продвижению в чарты следующего альбома группы Loud "n" Proud, вышедшего в том же 1973 году, в который вошла утяжеленная версия дилановской The Ballad Of Hollis Brown. Альбом стабилизировал успех группы в Европе и Канаде, с нее начинается отсчет "золотых" и "платиновых" дисков Nazareth. Loud "n" Proud стал бестселлером, вошел в число десяти лучших альбомов недели, а в Германии он занял первое место. Каждая композиция Loud "n" Proud может быть причислена к шедеврам тяжелого рока, будь то стремительная Not Faking It с ее запоминающимся "фолковым" проигрышем, заводная Turn On Your Receiver или балладная Child In The Sun. Среди вещей, исполняемых группой, было по-прежнему много кавер-версий, однако все они несли отпечаток характерного "назаретовского" стиля и порой радикально отличались от оригинала - как, например, хард-обработка бунтарского Alcatraz Леона Рассела, грубоватая Teenage Nervous Breakdown из репертуара Little Feat, динамичная This Flight Tonight Джони Митчела или умопомрачительно тяжелая интерпретация The Ballad Of Hollis Brown Боба Дилана. В 1974 году Nazareth выпустили альбом Rampant (так же спродюсированный Роджером Гловером), на котором можно обнаружить интересную версию песни Shapes Of Things группы Yardbirds. Стиль группы окончательно сформировался. Наряду с очень тяжелыми, почти металлическими композициями Nazareth записывали рок-н-роллы, блюзы и кантри, что, безусловно, вносило определенное разнообразие. Музыканты не тяготели к длинным и сложным музыкальным формам. Необычный по тем временам хриплый и высокий голос Дэна Маккаферти стал визитной карточкой группы, слайд-пассажи Чарлтона буквально завораживали, а слаженная работа Эгнью и Суита прочно цементировала музыкальные шедевры группы. Песни писали все, но Чарлтон, конечно, был самым плодовитым и талантливым. Музыканты мало заботились о своем имидже, одевались в обыкновенные потертые джинсы, на сцене не прыгали и не кривлялись. Они просто играли свою музыку. "Мы не клоуны, а рок-музыканты", - любил повторять Маккаферти в интервью. Следующие два года были для группы не менее продуктивными: коллектив вновь выпустил три альбома, также вошедших в "золотой фонд" хард-рока. В 1975 году вышел Hair Of The Dog (? 17 в американском хит-параде Billboard), а в 1976 - Close Enough For Rock"n"Roll (? 24 в Billboard) и Play "N" The Game (? 75 в Billboard). Nazareth показали при этом разные стороны тяжелого блюзово-рок-н-ролльного саунда: от концентрированной жесткости в альбоме Hair Of The Dog до большей комфортности и объемности в Close Enough For Rock"n"roll (с его четырехчастной концептуальной Telegram, живописующей гастрольную жизнь рок-звезды). Успехом диска Hair Of The Dog музыканты Nazareth также во многом обязаны кавер-балладе Love Hurts (из репертуара Everly Brothers), которая всемирно прославилась именно в их исполнении, взлетев в американских чартах на 8-е место. После Hair Of The Dog ребята из Nazareth в Америке стали популярнее, чем в Британии. Продюсером этих и последующих работ группы стал гитарист Чарлтон, на долю которого выпала нелегкая задача вывода группы из кризисной ситуации, в которой во второй половине 70-х оказался весь "традиционный" рок. На фоне вторжения на сцену панк-движения Nazareth качнулись в сторону более экстремистских способов выражения художественных идей, как в вышедшем в 1977 году альбоме Expect No Mercy, отдельные композиции которого (в том числе заглавную) вполне можно назвать ранними образцами хэви-метал, а Kentucky Fried Blues и New York Broken Toy по-прежнему несли заряд хард-роковой энергии. И все же именно этот альбом обозначил творческий кризис группы: аранжировки стали бесцветнее, композиторский талант подзавял, появились элементы поп-харда. Однако год закончился удачно: сорокапятка Hot Tracks стала в Америке хитом ?1, а супербаллада Love Hurts стала достижением тяжелого рока в балладном жанре. Однако, став бестселлером в США, Love Hurts осталась незамеченной в Европе. Кризис группы был во многом связан с усталостью от бесконечных записей и изматывающих гастролей. И все же период с 1975 по 1978 годы был самым успешным для Nazareth. Лидер группы Чарлтон не успевал справляться со всеми обязанностями (помимо того, что он записывал все гитарные партии, Чарлтон также подыгрывал на клавишных, сочинял большинство песен и продюсировал записи группы). Поэтому к записи следующего альбома No Mean City в 1978 году с целью обогащения саунда и в помощь Чарлтону был приглашен гитарист, клавишник и композитор Зэл Клеменсон из группы Sensational Alex Harvey Band, однако внимания публики это не подогрело (хотя баллада Star многим пришлась по душе). Группа постепенно стала терять популярность. В 1980 году для записи альбома Malice In Wonderland группа ангажировала нового продюсера - Джеффа "Скунса" Бакстера, впоследствии игравшего в Steely Dan и Doobie Brothers. С выходом этого альбома у Nazareth началась полоса невезения. Альбом разительно отличался по стилистике от предыдущих, хотя и имел определенный успех. Nazareth попытались уйти от былой "тяжести", скрестив свои рок-н-роллы с элементами поп-стилистики. Звучание предельно облегчилось, в нем нашлось место синтезатору (Бакстер), вибрафону, тонкой гитарной акустике и женскому бэк-вокалу. Однако поклонники исканий не поняли. Погнавшись за музыкальной модой, Nazareth стала терять лицо. Из-за творческих разногласий Зел Клеменсон, на которого посыпались обвинения во всех неудачах, ушел из группы. Клеменсон при всем желании не смог помочь группе, хотя написанная им баллада Hearts Grown Cold и вытянула безнадежное Зло В Стране Чудес. Группа теряла популярность и доходы. А доведи они свой хард-рок до звучания хотя бы Iron Maiden, то могли бы оказаться на волне успеха, как их современники Black Sabbath. И этот успех был бы заслуженным, ведь Nazareth - одна из законодателей стиля heavy metal. Но все оказалось иначе. Игру Клеменсона еще можно услышать в великолепной концертной интерпретации клэптоновской Cocaine, вошедшей в альбом Full Circle 1981 года, однако в туре, последовавшем за этим релизом, партию второй гитары исполнял молодой гитарист Билли Рэнкин (Billy Rankin) из Глазго. Открывшуюся вакансию для клавишника занял Джон Лок из Spirit. Вышедший в том же 1981 году двойной концертник It"s "Snaz (Live) подтвердил заслуженную славу Nazareth в качестве выдающейся "живой" команды. Альбом 1982 года 2XS стал во многом возвращением к демократичному "старому доброму" рок-н-роллу и хард-року (Boys In The Band, Gatecrash, Take The Rap), пусть даже в соединении с различными современными деталями, включая синтезаторы и электронные ударные. Однако после выхода этого диска на группу посыпались неприятности: финансовая нечистоплотность менеджера, разрыв с лэйблом A&M, уход Джона Лока (Ранкину тогда пришлось пересесть за клавиши). Надежды публики на возрождение "боевого духа" Nazareth не оправдались - в альбоме Sound Elixir 1983 года вновь было слишком много неожиданных экспериментов со стилями, а альбом следуюего 1984 года The Catch с поп-каверами Rolling Stones и симфонизированный Cinema, выпущенный в 1986, вообще показались широкой аудитории малоинтересными и остались невостребованными поклонниками рока. Лишь в 1989 году, с выходом альбома Snakes "N" Ladders (продюсер - Джой Бэлин), к группе вернулся безоговорочный успех. Практически все песни с диска (от убойной в своей "животной силе" We Are Animals и лирико-гимнической Piece Of My Heart из репертуара Дженис Джоплин до остросоциальных Trouble и Donna, Get Off That Crack) по качеству материала и энергетике были адекватны лучшим вещам прошлых лет.

В том же году группа впервые посетила Россию. Группа выступила в Москве в спорткомплексе "Олимпийский" с полным аншлагом было продано шесть (!) концертов. Зал был битком, успех концертов превзошел все ожидания. В программу вошли как известные хиты 70-х 80-х, так и новые, например, We Are Animals, которую, к большому изумлению группы, пел хором весь зал. Прием Московской публики настолько понравился музыкантам, что буквально через год они вновь выступили в Москве и Санкт-Петербурге (организаторами концертов был Госконцерт). К команде вновь присоединился отколовшийся было Рэнкин, которому через некоторое время окончательно уступил место Чарлтон. Однако последовавшие альбомы - No Jive 1991 года выпуска (издавался в СНГ по лицензии) и изданный в 1994 Move Me, должным образом не поддержанные выпустившими их лэйблами, вновь разочаровали слушателей. Казалось, что Snakes "N" Ladders стал последним всплеском активности Nazareth. В 1994 году Лос-Анжелеские Guns"n"Roses в альбоме Spagetti Incendent записывают незабываемый хит Nazareth - Hair Of The Dog, который постоянно транслируется по MTV и большинству радиостанций Северной Америки. Старая песня в новом исполнении имеет невероятный успех. В 1996 году Nazareth вновь посетили Россию с гастрольным туром, организатором которого выступило концертное агенство TCI. Но на этот раз группа доставила исинное удовольствие не только жителям двух столиц, но и Россиянам из других крупных городов, где еще не ступала нога легенды - таких как: Мурманск, Тверь, Самара, Пермь, Екатеринбург, Калининград, Ростов на Дону, Тольятти, Уфа, Омск, Томск, Барнаул, Новосибирск, Владивосток. На гастролях группу сопровождали два трейлера со звуковым и световым оборудованием, что позволило группе провести тур на высоком Европейском уровне. В 1996 в группе, кроме Дэна, Пита и Даррела, играли гитарист Джеймс Мориссон и клавишник Ронни Лей. 1997 год прошел в студийной работе над новым альбомом, который должен был выйти одновременно с началом новых гастролей по России в основном по городам еще не встречавшимися с живой легендой. Альбом вышел в 1998 году (в год 30-летия Nazareth) под названием Boogaloo. Это было очередное возвращение к "корням", к рок-н-роллу, бодрому, живительному, безумно заводному (Light Comes Down, Party In The Kremlin, Robber And The Roadie и др.), хотя и здесь нашлось место всяческим "изыскам" - духовой секции, клавишным, новомодным звуковым "примочкам". Оставалось только удивляться, откуда у непотопляемых шотландцев такой запас энергии! К сожалению, меньше чем через год после этого триумфа группу постигло большое несчастье. В пятницy, 30 апреля 1999 года yмеp от сеpдечного пpистyпа бессменный барабанщик и менеджер группы Дэррил Свит. Это пpоизошло непосредственно пеpед запланиpованным концеpтом гpyппы в амеpиканском тypне (New Albany, Indiana). Дэppелy было 52 года. Оставшиеся Nazareth пpеpвали тypне и yлетели в Шотландию. Смерть Дэрила, безусловно, рождала слухи о прекращении работы группы, и после недолгого совещания внутри группы было решено не только продолжать выступать, но и не тратить время на поиск нового барабанщика, а принять в группу сына басиста Пита Эгню - Ли Эгню (Lee Agnew), который работал ассистеном Дэppела. В том же 1999 году компания Castle Communications переиздала всю дискографию Nazareth, добавив туда бонусные треки. Стабильный успех Nazareth в России подтверждает истину - настоящая классика рок-н-ролла всегда будет иметь своих многочисленных почитателей - от седеющих меломанов, нoстaльгически влюбленных в музыку своей юности до зеленой молодежи, еще только приобщающейся к рок-н-роллу высшей пробы.
 

http://ckokc.ru

Распечатать страницу
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика


Я в контакте

Betep Betep Betep Изба МАЮ.РФ Betep Betep Стихи.ру
| ckokc | | Тонька | | Яд орхидеи | | Текста | | Cmex | | mp3 | | МАЮ.РФ |

P.S.: Возможно, некоторые статьи полностью или частично были взяты с "Агарты". Автора Слынько Н.М. Большая часть сайта - это материалы, скопированные из простора всемирной паутины, либо перепечатанные из журналов 80-х и 90-х годов.
Дата регистрации и создания сайта: 2001-06-25 15:45:10
После 2003 года статьи практически не добавлялись, так как Википедия стала очень популярной. И смысл собирать информацию о музыкальных группах отпал. Ведь в Википедии есть практически всё.