Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Ppsychedelia/Blues Rock
 
Шел 1968 год. Dave Brock работал над созданием группы. Он уже около десяти лет играл на разных гитарах в различных блюз и джаз группах и вот наконец-то решил создать свою. Полностью свою группу. (Не пропустите эту фразу - она ключевая.)
Он набирает музыкантов: Ника Тернера, играющего на саксофоне, Мика Слэттери на гитаре, Джона Харрисона на басу и Терри Оллиса на ударных. Мика впоследствии заменяет Хью Ллойд (потом его фамилия стала Ллойд Лэнгтон - он женился на богатой женщине и взял ее фамилию). Вот она - первая смена состава группы. И это еще далеко до записи первого альбома. Правда первые синглы к тому времени уже вышли.
Затем в группе произошло множество перемен в персонале - более сорока человек прошло через Hawkwind.

Итак, в 1970 они выпускают первый альбом под названием (догадайтесь каким?), конечно, Хоквинд. Не пугайтесь Хоквинд II, III и IV не последовало. После его записи группу покидает басист и на его место приходит, разумеется, другой - Дэйв Андерсон. Вообще басисты Хоквинда это совершенно отдельная тема для рассуждений. Первый альбом отметил конец эры блюза для Брока. Там достаточно много экспериментов с музыкой, но стиль этого альбома все же можно скорее определить как психоделичный блюз.
Но ничто (и никто) не стоит на месте, особенно у Брока в группе. Они продолжают работать и работают по сей день. Развивая свою музыку и как всегда опережая всех и все в ней. Здесь я пожалуй сразу же скажу в чем же заключается феномен Хоквинда. А заключается он именно в том, что они являются прародителями практически всех современных направлений музыки - от металла до техно! Кое-кто может в этом усомниться, но я приведу примеры. В Хоквинде играл несколько лет в начале семидесятых легендарный басист - Ian Kilmister, известный также под именем Lemmy. Узнали? Да-да, тот самый человек, который вот уже двадцать лет возглавляет группу Motorhead - пионеров хэви metal. С его участием группа (HW) выпустила одни из самых своих тяжелых (по стилю) альбомов. Кстати, история того, как Лемми взялся за бас-гитару достаточно интересна. Когда Лемми пришел в Хоквинд он умел хорошо играть на ритм-гитаре, но ритм-гитарист в группе уже был - сам Дэйв Брок, так что Дэйв ему сказал: "Лемми, а возьми-ка ты бас и играй на нем", и Лемми взял, но так как его никто не учил на нем играть, то стал он играть как на ритм-гитаре. Так и появились знаменитые басовые риффы Лемми.
На концертах Хоквинд первыми стали устраивать настоящие шоу с пиротехническими, световыми эффектами и танцовщицами. Впоследствие они первыми начали использовать лазеры. Все это великолепно подходило к их музыке - достаточно тяжелой и в то же время такой космической. Фэны того времени говорили, что можно было "улететь" вообще не употребляя какие-либо наркотики на концертах. Дэйва Брока потом обвиняли в том, что он использовал некие ультразвуковые эффекты, чтобы воздействовать на сознания людей. Но официально это не было доказано. Хотя они и пользовались инструментом с загадочным названием Audio Generator. Им управлял профессиональный фотограф (!) по имени DikMik. Этот генератор издавал звуки, которые сейчас так популярны в разного рода техно и эмбиентонаправленных группах. Потом, когда синтезаторы стали более совершенны, этот прибор куда-то дели и все эти потрясающие звуковые эффекты индустриальной жизни (сразу же вспоминайте очень модный стиль индастриал) стали создавать на синтезаторах. Итак, 1971 год - сколько там лет до рождения индустриальной музыки?

В творчестве Хоквинда принимало участие множество знаменитых людей, такие как очень хороший поэт и писатель, а также певец и музыкант Роберт Кэлверт - один из основных идеологов Хоквинда; Майкл Муркок - профессор одного из Лондонских университетов и великолепный писатель-фантаст. Он написал легендарнейшую из поэм-композиций Хоквинда (у них это было очень распространено - чтение текста под музыку или разные звуковые и световые эффекты) Sonic Attack. Он сам приходил на их концерты и читал ее. Она производила неизгладимое впечатление на умы фэнов. Студенты Майкла приходили потом на занятия и говорили: "Профессор, вчера на концерте вы пытались нас убить?". Действительно многим поначалу становилось физически плохо при прослушивании чтения живьем этой поэмы. Как тут не вспомнить про злополучный ультразвук (sonic).
Майкл написал три фантастические книги про Хоквинд, в которых члены группы являлись главными героями. У него была также своя группа Deep Fix, сформированная из бывших членов Хоквнида.
Теперь обратимся к более чем колоритной фигуре Роберта Кэлверта - человека несомненно гениального, а потому и сумасшедшего. Он четыре раза попадал в психлечебницы, имел трех жен и четырех детей. В принципе большую часть времени он был абсолютно нормальным, может немного язвительным и вредным, но временами на него находило... Однажды в году 1973 или 1974 подружка Роберта позвонила Майку и попросила его приехать в отель, где остановился тогда Роберт. Он спросил в чем дело, а она в истерике ответила, что Боб бегает по холлу с палашом руке и кидается на каждого входящего, а так как она знала, что Боб и Майк много общались тогда, она решила позвонить ему. И не зря, Майк - мужик достаточно мощного телосложения и только он и сумел поймать Боба, когда приехал в отель. После этого Боб несколько месяцев лечился и некоторое время с ним все вроде бы было нормально. В 1976 году он вступил в группу на правах постоянного члена и лидирующего певца, а также основного автора текстов. Было несколько очень сильных туров по Европе и Америке. Кстати, Хоквинд были первой английской группой, которая поехала в Америку не в качестве поддерживающего акта, а как headline, на свои деньги. Было это аж в 1972 году. Тогда они выпустили свой первый и единственный хит, имевший настоящий коммерческий успех - Silver Machine. Впоследствие, Дэйв Брок всяческими методами избегал коммерции. Но об этом позже.
Итак Боб и Хоквинд вовсю гастролировали. Боб все время придумывал различные концепции для шоу - то космичекие пришельцы, то звездные войны. Потом вышел фильм "Звездные войны", где костюмы повстанцев и штурмовиков выглядели точь-в-точь, как костюмы Боба Кэлверта, в которых он выступал на концертах. И вот однажды он настолько заигрался в повстанцев, что поверил в то, что он вождь какой-то революции и пошел что называется вразнос. Он начал толкать различные призывающие к восстаниям речи на концертах. Дэйв несколько раз вежливо просил его заткнуться. Ему это уже начинало не нравится. И однажды, в Париже, во время тура по Франции, Боб ушел на ночь посидеть в баре и разговорился с ошивающимся там народом. Он наплел, что они прибыли туда с тайной миссией, что Дэйв Брок является тайным террористом и держит у себя в чемоданах оружие. Оружие там действительно было, только не настоящее, а просто сделанное очень натурально для концертных шоу. И на следующее утро, в 6 часов, в номер к Дэйву вламываются полицейские и люди по борьбе с терроризмом, ставят его к стенке и начинают обыскивать чемоданы. Находят там оружие. Тут прибегает менеджер группы и объясняет, кто такой Брок на самом деле и что это за "оружие".
Все это, как вы понимаете, было последней каплей. Дэйв собирает группу, садится с ней в их мерседес и уезжает из отеля. Роберта они там "забывают", оставляя на попечение менеджера. Роберт еще около двух миль бежал за машиной, пытаясь их догнать. Но потом его все таки догнал менеджер. Который еще изрядно намучился с Кэлвертом. Дело в том, что у Кэлверта тогда совсем поехала крыша и его надо было срочно везти в Лондон, в лечебницу. А рейс как назло отменили из-за погодных условий. Так что менеджер еще целую ночь просидел с Кэлвертом в аэропорту. В Лондоне Боб снова отправился лечиться, а Хоквинд тем временем продолжали турне.
Боб еще несколько раз выступал с ними потом, но настоящее его возвращение созрело только к 1988 году, когда он был в великолепной форме и с ним уже давно не случалось припадков. Но воссоединению не суждено было состояться. В том году у Роберта Кэлверта случился инфаркт и он скончался. Дэйв Брок провел прощальный концерт, деньги от которого пошли семье Боба. Боб создал много великолепных песен как в составе Хоквинда, так и вне его. У него было несколько сольных проектов. Он писал стихи и романы. Он всегда хотел быть великим писателем, но не успел. Он хотел сделать слишком много и слишком мало у него было времени. Он всегда интересовался исследованиями в области клонирования, генетики и компьютерной техники. У него даже есть песенка про хакеров. Так что вот он - пример, когда гениальность граничит с безумством.
Кстати, Лемми был уволен из группы за наркотики, которые он употреблял в большом количестве. Когда в 1975 был тур по Северо-Американскому континенту, он пытался провезти через Канадскую границу около килограмма амфитамина. Но все бы ничего, так он еще вздумал подшутить над таможенниками и на вопрос, что это? - он ответил: кокаин. Его тут же разумеется упрятали за решетку, потом достаточно быстро выпустили, но в Канаду уже не пустили и ему пришлось вернуться в Англию, где он и узнал, что его уволили из Хоквинда. А Броку тем временем пришлось срочно выписывать нового басиста Пола Рудолфа из Англии, чтобы спасти турне по Канаде.


В "классическом" составе Хоквинда присутствовала еще одна очень интересная личность - Nik Turner. Которого во многом сравнивали с Робертом Кэлвертом. Да и сам Ник в поведении очень старался быть похожим на него. Они в начале великого пути Хоквинда были даже друзьями и потом тоже временами показывали дружеские отношения. С Дэйвом они тоже сначала были друзьями... Ник и Дэйв познакомились на концертах баскеров в Голландии. Ник неплохо играл на саксе и к тому же имел фургон, поэтому его и взяли в группу. В начале семидесятых Хоквинд выступал на одном фестивале, где также был и Джими Хендрикс (он умер через два дня после того, как пообщался с Хоквиндом), которому очень понравился стиль группы, а особенно вымазанное серебряной краской лицо Ника Тернера. Он даже посвятил песню "коту с серебряным лицом". А потом это лицо появилось во многих престижных журналах типа Vogue. Это были первые шаги Ника на встречу эксцентричности. Потом у него начались разногласия с Дэйвом. И в 1976 году он был уволен (!) из группы без видимых причин. Уходя он сказал, что без него не будет никакого Хоквинда и его постигнет судьба многих других групп. Но Хоквинд выжил. И вполне неплохо чувствует себя без Ника. Ник же начал работать соло. И до сих пор это делает время от времени участвуя в некоторых выступлениях Хоквинда.
В начале 80-ых казалось он снова будет в их рядах, но Дэйв не пустил его. Недавно, а именно в Августе 1997 года на концерте в США, Ник поднялся на сцену и пел и играл на саксе опять в среди членов группы, но на этом все это и закончилось. Во время одной из песен, когда Брок уже решил закончить ее, Нику вдруг приспичило разразиться саксофонным соло на пять минут, за что последний удостоился не самого приятного взгляда от Дэйва. Всем стало ясно - возврата к прежним временам не будет.
Сольная карьера Ника складывалась очень интересно, но это уже другой рассказ, упомяну только, что он прошел путь от панка до асид-рока. Но он всегда повторял то, что делал в Хоквинде и очень любит исполнять песни, которые он написал в период своего пребывания в группе или те, которые он просто когда-то где-то хоть раз пел. Кстати насчет панков. Ходит мнение, что панк-культура началась с появлением Секс Пистолз и иже с ними. Так вот это неверно. В конце 60-х и в 70-х работал с группой Хоквинд и другими гораздо меньшего калибра космическими группами человек по имени Barnie Bubbles. Хороший художник и дизайнер. Однажды ему взбрело побрить хиппи и раскрасить остатки волос в разные цвета. И он сделал это. Первой его жертвой стал Ник Тернер. Когда Ник (кстати он был очень даже волосатый) вдруг предстал перед аудиторией бритым и с хохолком, многие подумали, что у него поехала крыша. Впоследствие за ним прочно закрепился образ "съехавшего", хотя в принципе он абсолютно нормальный человек. Ник имеет в Англии свое имение, где живет с какой-то организацией типа комунны. У него несколько жен или чего-то типа этого. Но тем не менее это не секта. В Хоквинде никогда не было сект. Правда у них был альбомчик под названием The Church Of Hawkwind. Но не более...


Основная личность в группе все таки Дэйв - он собрал ее, он же выработал основную концепцию. Он держит эту группу живой на протяжении вот уже почти тридцати лет. Он ставил различные музыкальные эксперименты, которые отражались в музыке Хоквинда, но никогда не мешали ее развитию. Хоквинд развивался и развивался он в основном благодаря Броку. Именно он всегда заполнял дыры в коллективе не менее талантливыми людьми, чем ушедшие. Целые плеяды великолепных басистов, гитаристов, барабанщиков. И над всеми ними Дэйв Брок с его абсолютным чувством времени и отличным чувством меры. Он всегда знает, когда группе что следует сделать, что бы она осталась некоммерческой. Можно сказать, что он искусственно несколько раз гасил коммерческий интерес к ней. Одним из таких случаев был 1980 год, когда они запустили потрясающий альбом Levitation - признанная классика рока. Барабанщиком тогда на недолгое время стал Ginger Baker, знакомый многим по легендарной группе Cream. После чрезвычайно успешного тура он подошел к Дэйву Броку как-то раз вечерком и заявил ему, что настало время создать супергруппу Creamwind, всех музыкантов уволить и набрать новых. Джинджер даже сказал, что уже поговорил со своим бывшим соратником из Крим. Дэйв ответил, что ничего подобного он делать не собирается. Джинджер пытался его убедить, что это будет огромный успех, куча денег. Но Брок был непреклонен. На следующее утро Джинджер узнал, что его уволили. Дэйв очень не хотел, чтобы Hawkwind превратился в коммерческий проект. Примерно в тот же год их пригласили для раскрутки на телевизионное шоу, где они должны были делать вид, что они играют и поют. Брока убедили согласиться, хотя он очень не любил подобные штуки. Но все дело в том, что ШОУ как такого не состоялось. У Дэйва сломалась машина по пути в студию...
В начале 90-х, когда выросла как гриб после дождя искусственная музыка типа рэйва и асида, критики вдруг заметили, что Хоквинд очень часто использует различные синтезированные эффекты, а иногда создает мелодии полностью созданные с помощью синтезаторов, и начали обвинять Хоквинд в том, что они перешли в коммерцию (!) и решили подзаработать денег на техно. На это Дэйв мог только пожать плечами. Они всегда играли некую смезь тяжелого рока и космической психоделии. А на этой современной волне группу снова стали замечать широкие массы. Вот и критики как всегда не разобравшись в предмете поспешили покритиковать. А насчет техно и асид музыки Дэйв в интервью высказался так: "...Over here at the moment we"re quite in vogue, as it were, because of this Acid House movement. there"s lots of people pinching loads of our stuff that we used to do, you know electronic bits and pieces, and using them..."
За свою историю Hawkwind менялся, менялись люди, менялась обстановка вокруг, но идея все таки оставалась та же. Идея, которую несет Дэйв Брок. Так пусть же silver machine группы Hawkwind будет лететь вечно! (кстати фраза не моя, а так сказать "народная", хотя я подозреваю, что запустил ее в оборот Дэйв.)


Robert Calvert

(1945-1988)





Роберт Кэлверт, или попросту Боб Кэлверт, как многие называли его, был человеком уникальным. И это не просто хвалебная нота в его адрес - нет, он действительно сочетал в себе множество талантов. Писатель, поэт, музыкант, певец... Кто же он - этот человек со множеством лиц? Вот об этом я и попытаюсь рассказать.
Он родился в 1945 году в Претории, что в ЮАР. Но когда он был еще совсем ребенком, его родители переехали обратно в Англию, откуда и были родом.
Позже он вступил в армию и надеялся стать пилотом - это была его самая сокровенная мечта, но ей не суждено было сбыться - врачи обнаружили у него какой-то дефект и запретили полеты при больших перегрузках. Но мечта осталась и он потом не раз в литературе и песнях возвращается к ней. В армии он играл на трубе в армейском оркестре.
В середине шестидесятых он близко сходится с субкультурой лондонского андеграунда (не метро). Он посещает большую часть психоделических тусовок и становится активным участником нового движения. Движения, которое повлияло на все в цивилизованной части нашей планеты. Боб находился в близком контакте с движением Новой Волны в фантастической литературе, которую возглавлял Майкл Муркок. Майк становится близким другом Боба. Муркок возглавлял журнал "Новые миры", в котором печатались многие молодые писатели фантасты, желавшие уйти от узких рамок "жесткой" научной фантастики. В то время литература и музыка были тесно переплетены и поэтому Кэлверт оказался вовлечен не только в Новую Волну, но и в развитие прогрессивного рока.
В 1970 году он встречается с Дэйвом Броком - лидером группы Hawkwind. Правда, он уже знал Ника Тернера - саксофониста этой же группы, но гораздо больше он сдружился с Дэйвом. (Ник Тернер утверждает обратное. Дело в том, что Ник всегда претендовал на то, что именно он и был самым большим другом Боба. Он действительно как бы привел Боба в группу и потом еще много с ним работал, но это отнюдь не делает его лучшим другом Кэлверта.) Так, Боб начал свой путь в музыке. Он писал много поэм. Некоторые из них он зачитывал в перерывах между песнями Хоквинд, выходя из темноты и тумана в центр сцены. В то время практически все музыканты носили длинные волосы, но Боб намеренно не следовал моде (он никогда не следовал ей - он ее создавал) и был коротко подстрижен, а часто и вовсе одевался в деловой костюм, в котором и появлялся на сцене.
Вскоре Кэлверт начинает сочинять и исполнять собственные песни. А в 1972 году Хоквинд выпустили супер-хит того времени "Silver Machine", написанный Кэлвертом и Броком. Хотя он и продолжает часто выступать с группой Хоквинд, он все еще не становится ее полноправным членом.
В 1974 году он выпускает первый свой сольный альбом "Captain Lockheed And The Starfighters", посвященный теме германских ВВС и их экспериментам с самолетами, которые стоили многих жизней пилотов. Сделан он был очень оригинально - в виде радиопьесы с монологами, диалогами и песнями. Музыкантами на нем были все участники группы Хоквинд, а также несколько человек из Pink Fairies и еще кое-кто.
В 1975 его второй альбом - "Lucky Leif And The Longships" -появился на свет - на этот раз он повествовал о далеких временах, когда викинги впервые открыли Американский континент. Продюсером был Брайан Ино. Критики не поняли этого творения - оно было слишком новаторским для того времени. Это была великолепная смесь рока, блюза и психоделии, объединенные единой концепцией.
В этом же году Кэлверт становится фронтменом группы Хоквинд - он поет большую часть песен и устраивает театрализованные представления на сцене. Он и Дэйв Брок составили великолепную команду - Боб в основном писал тексты, а Дэйв музыку и все было бы великолепно, если бы не постоянные нервные срывы и заскоки Боба. В результате группа была вынуждена покинуть его. (Не он группу, а именно группа). Но это только в 1978 году, а до этого он и Дэйв создавали потрясающие шоу с использованием различных костюмов: от пришельцов до космических повстанцев и штурмовиков. Кстати, потом в фильме "Звездные войны" были использованы костюмы, идентичные тем, которые создавал Кэлверт. Хоквинд записал в этот период четыре альбома с Бобом в качестве основного счинителя текстов и вокалиста.
У Боба было множество задумок, которые он хотел реализовать, но на которые катастрофически не хватало времени. После его расставания с Хоквиндом, он был некоторое время зол на Дэйва, но потом они выяснили кто был прав и виноват и снова стали очень хорошими друзьями.
А тем временем, в 1980 году Боб пишет музыкальную электронную пьесу о компьютерах и хакерах. "The Kid From Silicon Gulch". Он собрал свою группу музыкантов, которые правда долго у него не задерживались, и гастролировал с ней по Англии. Затем он издает роман "Hype", а чуть позже выпускает и альбом с таким же назанием. Подписанный кстати именем главного героя романа. А в романе Роберт писал о коррупции в сфере шоу-бизнеса, стараясь показать насколько коммерциализированной становится музыка. Его вообще очень интересовали социальные и экономичские темы. Но впервую очередь связь между развитием технологий и развитием общества. Он исследовал все новое, что появлялось в науке в восьмидесятых годах.
В 1984 году он выпускает очень странный альбом - "Freq", в котором он ушел в сторону музыкального минимализма. Минимум инструментов и музыкантов. Электронная музыка, которая предвосхищает многое, что популярно в девяностых. Темой этого альбома было положение английских рабочих. Между песнями вставлены короткие интервью с рабочими и отрывки из речей Кэлверта, которые он произносил на фабриках и в других местах. Он еще занимался и политикой.
В году 1986 он записал альбом о генетике и экспериментах ученых над животными. Его название было "Test-Tube Conceived". На нем также была песня под назанием "On Line", в которой Боб поет о хакерах, модемах и взломах секретных систем. Это был его последний сольный студийный альбом. Потом он провел великолепный колнцертный тур, один из концертов которого прошел в Queen Elizabeth Hall в Лондоне. Он был одним из немногих рок-певцов, которые удостоились чести выступать там. В 1989 году вышел его первый концертный альбом "Live At The Queen Elizabeth Hall". В период с 1986 по 1988 он был вовлечен во множество проектов, многие из которых так и не успел закончить. Намечалось его воссоединение с группой Хоквинд. Но... Но не получилось. В 1988 Роберт Кэлверт умер от сердечного приступа. Его сердце не выдержало столь изнурительной работы, какую делал Боб. Он пытался успеть везде.
Что он оставил после себя? Многое... Он был женат три раза и после его смерти осталось без отца четверо детей.
В 1989 году был выпущен альбом группы Amon Duul "Die Losung", где специальным гостем значится Боб. Он писал для этого альбома тексты и спел большую часть песен. Про него говорили, что он мог написать песню за двадцать минут прямо в студии во время записи песни. Если прислушаться, то в некоторых песнях можно различить стук печатной машинки.
Роберт изобрел в начале восьмидесятых совершенно новый стиль в музыке, который впоследствии назовут acid rock. Он человеком, который все время создавал что-то новое.Он работал абсолютно не жалея себя. У него не раз случались срывы и он провел некоторое время в клиниках, где он обретал равновесие и снова принимался за работу. Он был знаком со множеством талантливых людей: от Брайана Ино до Роджера Желязны, по книгам которого написал множество песен. Кэлверт - тот мостик, который связывает политику, литературу, поэзию и музыку, всегда оригинальную и интересную. Огромен его вклад в творчество группы Хоквинд. В девяностых выходили сборники под названиями типа: "Эра Роберта Кэлверта". Это действительно был наверное самый странный период в жизни группы Хоквинд, который длился с 1975 года по 1979.
Многие потом вспоминали, что у Кэлверта был скверный характер, что он плохо ладил с людьми и взрывался по любому пустяку, но в то же время мог быть очень приятным и понятливым человеком.
Да, таким он был - Роберт Кэлверт. В одной из песен, которые он готовил для сольного альбома, который так и не был закончен, он спел строки: "Sometimes I wish we could rewind". Да, многие хотели бы повернуть время вспять. И можно только догадываться, что бы Кэлверт создавал сейчас, если бы был жив. Но он всегда будет жить в песнях, стихах, книгах и в Интернете на великолепном сайте, созданном Knut Gerwers. Вот его адрес:
Robert Calvert - Spirit Of The Page . Там вы найдете все тексты Роберта, а также подробную информацию о его работах.
 

http://ckokc.ru

Распечатать страницу
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика


Я в контакте

Betep Betep Betep Изба МАЮ.РФ Betep Betep Стихи.ру
| ckokc | | Тонька | | Яд орхидеи | | Текста | | Cmex | | mp3 | | МАЮ.РФ |

P.S.: Возможно, некоторые статьи полностью или частично были взяты с "Агарты". Автора Слынько Н.М. Большая часть сайта - это материалы, скопированные из простора всемирной паутины, либо перепечатанные из журналов 80-х и 90-х годов.
Дата регистрации и создания сайта: 2001-06-25 15:45:10
После 2003 года статьи практически не добавлялись, так как Википедия стала очень популярной. И смысл собирать информацию о музыкальных группах отпал. Ведь в Википедии есть практически всё.