Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Jazz - rock
 
Art Zoyd — французская музыкальная группа сочетающая авангардную электронную и академическую классическую музыку, фри-джаз и прогрессивный рок. Сформирована в 1968 году, первоначально как прог-рок группа . В настоящее время группа в основном занимается созданием музыки для кино и балета.
Группа была основана бас-гитаристом Тьерри Забойцеффом (Thierry Zaboitzeff), перкуссионистом и трубачем Жан-Пьером Соаресом (Jean-Pierre Soarez) и скрипачем Жераром Урбеттом (Gerard Hourbette) вместе с гитаристом Рокко Фернандесом (Rocco Fernandez), пианисткой Патрицией Дальо (Patricia Dallio) и перкуссионистом Даниэлем Дэни (Daniel Denis).
Состав группы постоянно менялся и в записи и в исполнении композиций группы принимали участие более 30 музыкантов [2]. В настоящее время в состав Art Zoyd входят[3]:
Жерар Урбетт (Gerard Hourbette) (скрипка, клавишные, перкуссия, саксофон, сэмплинг, программирование; композитор, дирижер, директор группы)
Эрик Бэрон (Erik Baron) (бас-гитара, программирование)
Серж Берточчи (Serge Bertocchi) (саксофон, туба)
Юкари Берточчи Хамада (Yukari Bertocchi Hamada) (клавишные, сэмплинг, сенсоры)
Лоран Далью (Laurent Dailleau) (терменвокс)
Патриция Дальо (Patricia Dallio) (клавишные, сэмплинг, программирование; композитор)
Даниэль Коскович (Daniel Koskowitz) (перкуссия, клавишные, программирование)
Ульрич Кригер (Ulrich Krieger) (саксофон, программирование)
Карол Робинсон (Carol Robinson) (кларнет, бас-кларнет)
Эндрю Руссо (Andrew Russo) (клавишные)
Жером Судан (Jerome Soudan «Mimetic») (перкуссия, клавишные, программирование)
Каспер Тойплиц (Kasper T. Toeplitz) (бас-гитара, программирование; композитор)
В различное время в группе состояли[4]:
Жан-Пьер Соарес (Jean Pierre Soarez) (перкуссия, труба, корнет)
Тьерри Забойцефф (Thierry Zaboitzeff) (бас-гитара, виолончель, перкуссия; композитор)
Рокко Фернандес (Rocco Fernandez) (гитара, вокал; композитор)
Даниэль Дэни (Daniel Denis) (перкуссия, клавишные, сэмплинг)
Мириэль Баер (Mireille Bauer) (клавишные)
Майкл Беркман (Michel Berckmans) (фагот, гобой, труба)
Эмма Стивенсон Поли (Emma Stephenson Poli) (клавишные)
Жиль Ренар (Gilles Renard) (саксофон; композитор)
Алан Экер (Alain Eckert) (гитара, перкуссия, вокал; композитор)
Одна из самых пугающих (своей музыкой, конечно, а не антуражем и поведением на концертах) французских групп, соратница по правому делу борьбы с загнивающим шоу-бизнесом Оппозиционного Рока и просто братская многим бельгийцам группа Art Zoyd началась с совершенно не страшной и даже приятной и мелодичной музыки. Да, конечно, это был не Art Zoyd, вернее, Art Zoyd, но не тот, вернее тот, но не: В общем, ситуация была действительно запутанной. Да что там "была", она являлась запутанной на протяжении всей жизни группы - за всю историю в группе сменилось более 30-ти человек. Куда уж тут господину Фриппу и Дэни: К слову, последний провел долгие годы в Art Zoyd, но началось все не с него. И даже не с двух главных стержней группы - басиста Тьерри Забойцеффа и скрипача Жерара Урбетта. У истоков группы стояли совершенно другие личности. Началось все давно, во второй половине 60-х, когда Забойцефф и Урбетт еще не помышляли сочленять самую передовую академическую музыку с рок -культурой и, тем паче, электронными пассажами. Да их тогда и не было в Art Zoyd, группой заправлял гитарист Рокко Фернандес и играли они тогда странную смесь хард-рока, андерграундной психоделии и каких-то псевдо-классических интонаций. По крайней мере такое складывается впечатление после прослушивания различных сборников старых композиций. Именно такую, навеянную Фрэнком Заппой и Captain Beefheart музыку исполняли парни из маленького городка Мабуж, что в Валенсьене, на Севере Франции, практически в Бельгии.
Под конец 60-х они выпустили даже сорокопятку Sangria на лейбле Chant du Monde. Именно с этого лейбла и пошла долгая и успешная жизнь Art Zoyd, толчком для которой стал приход в группу Жерара Урбетта, В 1971 году он встретил Рокко Фернандеса и вместе они решили сколотить на основе имеющего коллектива собственное формирование Art Zoyd III. Вернее, изначально коллектив назывался "Experimental Music", но продюсер Chant du Monde прозрачно намекнул, что название группы совершенно некоммерческое и предложил им подумать еще, например связав это с термином "bizarroide" (странный, чудной с французского). Этот термин вскоре превратился в имя Arzoide, которое в течении получаса сэволюционировало в Art Zoyd, тем самым выявив явное подражание названию группы Pink Floyd. Вопрос с тем, как это читать на русский решается очень просто - читается все это очень просто - "Арт Зойд", и правила чтения французских слов тут совершенно не причем, так как это всего лишь этимологическая мутация от "бизарройд". Ну, а чуть позже решили стать похожими на Magma и придумали, что Zoyd - это ни много, ни мало, целая такая себе планета. Впрочем, музыканты в то время менялись в группе с потрясающей скоростью и незавидным постоянством, так что те времена группа вспоминать не любит, а многие и не могут, но именно тогда в группу пришел второй человек коллектива - Тьерри Забойцефф, с которым 17-летний Жерар Убетт познакомился на уроках классической музыки. Они даже вместе с каким-то гитаристом и певцом более-менее удачно подражали группе Amon Duul, но, сошедшись вместе, в итоге стали выдавать некую странную смесь - рок -музыку, настолько долго и тщательно выдержанную в академической камерной кислоте, что узнать ее не так просто. А к 1976 году они настолько дистанцировались от рока, что понять это можно только послушав великолепный альбом Symphonie pour le jour ou bruleront les citis. Кроме Убертта и Забойцеффа в записи приняли участие гитарист Алан Экер и трубач Жан-Пьер Соарес. Стилистически группа очень сильно напоминала будущих соратников по движению RIO и своих географических соседей - бельгийцев Univers zero, разве что играли они практически без ударника и с более выраженным и мощным басом. Но этим мощным басом закончились связи с рок -музыкой и начались параллели с творчеством еще одного французского коллектива Magma. Альбом, конечно же, как можно понять из названия ("Симфония для дня, когда сгорят города") посвящен нелегкой судьбе человечества в далеком будущем, а судя по весьма мрачным тонам альбома, судьба будет крайне нелегкой и совсем безрадостной. В 1980 году альбом был перезаписан (с участием пианистки Патриции Дальо и саксофониста Жиля Ренара) и перевыпущен еще раз, но до того времени жизнь группы временно остановилась - начались межличностные проблемы, но долго по этому поводу расстраиваться нет смысла - в 1979 году Art Zoyd записывает свой второй отличный диск Musique pour l"odyssees, на котором можно услышать таких шикарных исполнителей, как Дэни и Беркман. К тому же в составе коллектива, записавшего альбом, надо отметить второго скрипача Френка Кардона, саксофониста Мишеля Тома и троицу с предыдущего альбома Уберт/Забойцефф/Соарес. Увы, участие таких звезд было разовым и на следующий год, на альбоме Generation sans futur услышать Беркмана не удастся, хотя Даниэль Дэни присутствует тут самым что ни на есть явным образом. Этот альбом был записан в Швейцарии и стал одним из важных явлений в зародившимся тогда движении Rock In Opposition. Следующие три года тоже стоят особняком в жизни группы. С 1984 по 1987 год группа много гастролировала и даже посетила социалистическую республику Чехословакия. Состав был весьма стабилен, несмотря на то, что Патрицию Дальо иногда сменял Тьери Виллем, игравший на клавире, а саксофонистом группы стал Дидье Пьетон, пришедший уже в 1982 году прямо под запись альбома Phase IV, который вышел на катлеровском лейбле Recommended. Удвоение духовой секции ощущается на протяжении всего альбома. К прежним интонациям академической музыки добавилась ощутимая порция джазовых спонтанных соло на корнете и альт-саксофоне, порой настолько отвязных и "на отрыв", что о Univers zero приходится крепко забыть, но когда они стихают, ассоциации с бельгийскими лавкрафтианцами, а еще чаще с их отпрыском - группой Present - неотступно преследуют такт за тактом, особенно в этом помогают новоприобретенные звуки клавира. Увы, выяснить, какое отношение имеет этот альбом к ужастику Phase IV и имеет ли вообще, не удалось, скорее всего, зная страсть группы создавать саундтреки к различным фильмам такой стилистики, что-то в этом есть. Ну, а относительно самой музыки, то лично по мне этот двойной альбом кажется еще более интересным и содержательным, плотным и нервным, чем все, что сделали Art Zoyd до этого, да и, если честно, после. Увы, этот альбом стал последним альбомом со звуком "классического бельгийского RIO" (где балом правят резкие минималистические пассажи Райха, а мрачная и давящая атмосфера нагнетается только посредством акустических инструментов). Тем же составом, только без саксофона, Art Zoyd в 1983 году пишет музыку для театральной пьесы L"etrangleur est derriere nous, а потом вновь студийный альбом Les espaces inquiets, записанный с вернувшейся ненадолго Патрицией Дальо. В музыке этого альбома стали проявляться в сильной степени амбиентные ландшафты и группа стала отчетливо тяготеть к более минималистическому музыкальному направлению. И вот именно с этого момента можно окончательно попрощаться с так горячо любимым мной акустическим звучанием коллектива. Группа целенаправленно и уверенно, четкими шагами начала двигаться по тропе зацикленных лент и электронных звуков. Но это не помешало альбому стать еще одним замечательным пунктом в дискографии коллектива. Это все еще немного напоминает Present и Univers zero, разве что только Art Zoyd тут звучат немного выхолощенней, но, в общем и целом, очевидно, что группа двинулась в направлении того, где они окажутся в 90-х, хотя определенное очарование и притягательность в музыке еще осталось, причем в достаточном количестве. В 1984 году Тьерри Забойцефф вместе с Пьетоном и вокалистами записывает свой сольный альбом Promethee, год спустя - в 1985-м - новый студийный альбом Art Zoyd - Le mariage du ciel et de l"enfer, а в марте 1987-го концертный альбом Berlin, на котором группа зачитывала выдержки из шекспировского "Макбета". Обе работы группы Art Zoyd были достаточно слушабельны и внятны, поэтому ничего удивительного в том, что уровень их продаж превысил ожидаемые отметки, нет. Ну, и группа к тому времени сделала знаковые изменения. Альбом Berlin записывали составом Далльо, Забойцефф, Уберт и Андре Мергенталлер - новобранец группы, исполнявший партии второй виолончели и альт-саксофона. После некоторой паузы, взятой ради европейских гастролей, Art Zoyd приступили к записи своего знаменитого опуса Nosferatu, саундтреку к фильму Фридриха Вильгельма Мурнау 1922 года, снятого по мотивам "Дракулы" Брема Стокера. Альбом был готов к 1989 году, а 15 сентября 1990-го Art Zoyd выступили в Праге с этим материалом. Группу не только тянуло в Чехословакию, но еще к этому обязывал тот факт, что часть фильма была отснята в Словакии. Именно Nosferatu можно обозначить как первым веховым камнем в новой истории группы, камнем, который обозначил новую точку отсчета в истории группы, облик которой мутировал в авангардные амбиентные дебри, сквозь которые порой продраться, внимательно вслушиваясь в образы и сюжетные повороты, достаточно сложно. Звучание в подавляющих случаях окрасилось в неестественные электронные краски, сгущение звуков стало предельно разреженным, уловить что-то, кроме весьма размытых картин и набросков уже невозможно, хотя, конечно, кое что осталось и для простых парней. После столь оглушительного успеха и признания, пришло, конечно же, время для выпуска сопутствующих музыкальных работ, таких, как переиздание старого материала и продажа концертных работ. В качестве первого были издан двойной альбом, являвшийся по сути компиляцией двух альбомов - Phase IV и Les espaces inquiets, а также нескольких совершенно архивных работ, общей длительностью в 20 минут и гарантией, что нигде более этого слушатель услышать не сможет. Концертная же запись 1992 года под названием Marathonnere требует отдельного упоминания. Это не просто концерт, трое главных музыкантов группы - Забойцефф, Уберт и Даллио устроили настоящий музыкальный марафон, исполняя музыку с полудня и до полуночи. Лучшие фрагменты этого выступления собраны и выпущены на двух дисках. Впрочем, выпуск всего этого можно считать оправданным ходом, ибо архивные материалы в купе с двумя старыми альбомами некоторыми считаются лучшим, что сделали Art Zoyd в своей истории, а концерт Marathonnere действительно достоин огласки. Вообще, Art Zoyd умели устраивать поистине шикарные и красивые шоу, обволакивая зрителей не только музыкой, но и светом, декорациями, антуражем. Но французы почивать на лаврах не собирались. К 1995 году к ним присоединился старый друг из Univers zero Даниэль Дэни. Присоединился надолго, хочется верить, что навсегда. Тут он играл достаточно новые для себя роли, но которые в будущем помогли ему в творчестве возрожденной бельгийской легенды. Как известно, Art Zoyd старались исполнять музыку без барабанов. Перкуссия - это был максимум из ритмических инструментов, на которые могли пойти музыканты, да и ритмическим инструментом, то, что издавало звуки, назвать было не так уж легко. Дэни исполнял как раз перкуссионные партии и программировал синтезаторы и семплеры. Первым альбомом с его участием называется Faust, выпущен он в 1995 году и посвящен еще одному старому фильму Мурнау, фильму "Фауст". После этого последовал в 1997 году саундтрек к фильму "Haxan" Бенжамина Кристенсена, альбом "u. B. I. Q. U. e", датированный 2001-м годом и посвященный культовому фильму Фрица Ланга "Метрополис" диск с одноименным названием. На этом музыканты Art Zoyd бросать благодатное дело озвучивания старых фильмов не собираются, на прицеле как минимум две работы - "Падение Дома Ашеров" Жана Эпстайна 1926-го года по мотивам истории Эдгара Алана По и супер-проект, оперетта "для роботов, видео и музыкантов" Armageddon. Фотографии с этого действа заставляют замереть дыхание и восхищенно взирать. Да, музыканты с годами все больше и больше удивляют своими визуальными перфомансами, хотя музыка их становится все более аутентичной, что весьма печально для поклонников раннего звука Art Zoyd и классического стиля Rock In Opposition.

Дискография:
Sangria (EP; 1969; Art Zoyd)
Symphonie pour le jour ou bruleront les cites (LP; 1976; Art Zoyd)
Musique Pour l’Odyssee (LP; 1979; RE)
Generation sans futur (LP; 1980; Atem)
Phase IV (LP; 1982; RE)
Les Espaces Inquiets (LP; 1983; Cryonic)
Live A Vandoeuvre (LP, концертный; 1983)
Musique De La Piece De Theatre: L’Etrangleur Est Derriere Nous (LP; 1983)
Le Mariage du ciel et de l’enfer (LP; 1985; In-Possible) — музыка для балета Роланда Пети (Roland Petit) «Бракосочетание небес и преисподни»
Berlin (LP, концертный; 1987; Cryonic)
Nosferatu (LP; 1989) — саундтрек к классическому фильму Фридриха Мурнау (Friedrich Wilheim Murnau), Носферату: Симфония ужаса
Mariee/Charyocinese (1990; Atonal)
Marathonnerre I (LP, концертный; 1992; Atonal)
Marathonnerre II (LP, концертный; 1992; Atonal)
Faust (LP; 1995; Atonal) — саундтрек к немому фильму 1926 года Фауст, режиссера Фридриха Мурнау
Haxan (LP; 1997; Atonal) — саундтрек к немому фильму 1921 года датского режиссера Бента Кристенсена (Bent Christensen)
u.B.I.Q.U.e (или Ubique) (LP; 2001; In-Possible)
Metropolis (LP; 2002; In-Possible) — саундтрек для переиздания классического фильма Фрица Ланга (Fritz Lang), Метрополис 1927 года
Experiences de Vol # 1, 2, 3 (LP; 2002; Sub Rosa)
Experiences de Vol # 4, 5, 6 (LP; 2005; Sub Rosa)
Le Champ Des Larmes (LP; 2006)
 
Радио КОНТУР
Распечатать страницу
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

Я в контакте

Betep Betep Изба МАЮ.РФ Betep Betep Стихи.ру
| Тонька | | Яд орхидеи | | Текста | | Cmex | | mp3 | | МАЮ.РФ |

P.S.: Возможно, некоторые статьи полностью или частично были взяты с "Агарты". Автора Слынько Н.М. Большая часть сайта - это материалы, скопированные из простора всемирной паутины, либо перепечатанные из журналов 80-х и 90-х годов.
Дата регистрации и создания сайта: 2001-06-25 15:45:10
После 2003 года статьи практически не добавлялись, так как Википедия стала очень популярной. И смысл собирать информацию о музыкальных группах отпал. Ведь в Википедии есть практически всё.