Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Jazz Rock/Fusion
 
Группа образована в 1970 году в США.
Джозеф Завинул (7 июля 1932, Вена, Австрия - клавишные, синтезатор
Уэйн Шортер (25 августа 1933, Нью Джерси, США) - саксофон
Аирто Морейра (5 августа 1941, Бразилия) - перкуссия
Мирослав Витус (6 декабря 1947, Прага, Чехия) - бас
Пит Эрскин (5 мая 1954, Сомерс-пойнт, Нью Джерси, США)
Альфонс Моузон (21 ноября 1948, Чарльстон, Южная Каролина) - ударные
Weather Report - детище разнообразных проектов Miles Davis (практически все музыканты этой группы прошли у Дэвиса ""творческую стажировку""); к тому же эта группа - одна из немногих, сумевших совместить творческую самостоятельность и собственные взгляды с коммерческим успехом. Для музыки Weather Report характерна энергетика рока, гармоническая изысканность джаза, формальная выдержанность классики и пестрота оттенков бразильской, африканской, восточной традиций. Через группу прошли многие выдающиеся музыканты - постоянными членами на всем протяжении ее истории оставались только Завинул и Шортер (достаточно упомянуть Милтона Насименто, Jaco Pastorius и многих других). Наиболее коммерчески успешный альбом группы - Heavy Weather
В 1970г. Джо Завинул создает ансамбль 'Weather Report', куда приглашает уже достаточно звестного джазового саксофониста Уэйна Шортера (Wayne Shorter). Нередко в джазовых словарях и энциклопедиях можно встретить информацию о том, что руководителями 'Weather Report' являлись два человека - Завинул и Шортер. Возможно с эмоциональной точки зрения это так и было,но, на мой взгляд, главным музыкальным идеологом в этом уникальном коллективе был, конечно, Джо Завинул. Об этом красноречиво говорят сами записи ансамбля. Но история 'Weather Report' не нородна. Первый состав ансамбля начал исполнять музыку с большой долей джазового авангарда, еще далекую от того звучания, которое затем стало легко узнаваемой визитной карточкой собственного направления В первом составе 'Weather Report' появился басист Мирослав Витоуш (Miroslav Vitous), чех, игравший до 1968 года в Праге, в Трио Яна Хаммера (Jan Hammer), с которым они сбежали из соцлагеря после трагических Пражских событий. Музыка первых альбомов 'Weather Report' еще достаточно сложна для массового слушателя. Зато,начиная с альбома 'Mysterious Traveller' (1974) Джо Завинул находит уникальный компромисс между доступностью своей музыки и огромной ее глубиной. Став популярным среди широчайшей аудитории, 'Weather Report' не шел ни на какие уступки, исполняя сложнейшие по форме и гармонической структуре произведения. Большую роль в деле достижения успеха сыграло то, что в ансамбле собрались сверх виртуозы. Особенно поражал воображение молодой бас-гитарист Жако Пасториус (Jaco Pastorius), создавший неповторимую манеру исполнения, построенную на особом звукоизвлечении, на новых формулах построения фраз.Он стал основоположником целой школы игры на бас-гитаре, вдохновив своей игрой множество бас-гитаристов в разных странах. Особую популярность 'Weather Report' принесло еще и то, что в ансамбле применялись самые новые, неслыханные то того времени электронные тембры, имитирующие большие оркестры, струнные и духовые инструменты.
Джо Завинул создал тогда ряд особых 'космических' тембров, которые впоследствии, когда производство синтезаторов стало массовым, стали имитироваться в различных клавишных (в частности - в 'Ensonique') и заносились в библиотеку их данных под названием 'Joe Zavinul'.Одно из наиболее значительных достижений Джо Завинула в период расцвета популярности 'Weather Report' - привнесение в музыку новых форм построения пьес. Особенно это видно в медленных композициях типа 'Remark You Made' c альбома 'Heavy Weather'. Прежде всего,здесь отсутствует такое понятие как 'квадрат', основополагающее в джазе. Это означает, что нет цикличной повторяемости группы аккордов, по которым обычно импровизируют. В каждой последующей части возникает новая гармоническая схема, а в партии солирующего инструмента подчас невозможно отделить написанную автором мелодию от импровизации. Нет ощущения 'квадратности' и потому, что число тактов в частях произвольное, да и сколько четвертей в каждом такте, сразу понять непросто. Более того, между частями нет явных границ, как в джазовых стандартах, имеющих песенную форму типа 'запев - припев'.Это непривычное разнообразие сменяется монотонной музыкой на одном-двух аккордах, оказывающей медитативное воздействие на слушателя. Вообще, медитативность - одна из основных черт музыки Завинула.Причем это новый, современный вид медитации,осуществляемый не традиционными восточными средствами, а при помощи современных инструментов и ритмов.Уже в 70-е годы в масс-культуре произошли значительные изменения,характерные тем, что инструментальная музыка перестала быть самоценной и стала восприниматься новими поколениями слушателей лишь как аккомпанемент певцам. Импровизатор-виртуоз перестал быть кумиром молодежи, как это было раньше. На передний план вышел певец, причем певец-танцор, певец-актер (Michel Jackson, Madonna, Prince). Тем не менее, нарушая эту закономерность, в хит-парады Среди пьес Джо Завинула, написанных для 'Weather Report', есть примеры того, как,нарушая все законы масс-культуры последних трех десятилетий, в списки поп-хитов пробивается инструментальная музыка. И здесь, в первую очередь надо отметить пьесу 'Birdland', в которой сочетаются удивительная простота и запоминаемость темы с чрезвычайно изысканной схемой всей композиции. В 1985 году неразлучные Завинул и Шортер все-таки расстались. Шортер решил создать свой состав. Завинул продолжал выступать без него,добавив еще клавишных и электроники в свой арсенал, и изменив название на 'Weather Update'. Но затем он решил создать новую группу, с новым названием 'The Joe Zavinul Syndicate'. Этот проект отличается от 'Weather Report' гораздо большей направленностью в сторону так называемой 'World music', базирующейся на различных видах мировой этнической музыки. Ритмический принцип 'фанки' остался неизменным, усилилась та сторона музыки, где делается попытка воссоздания древних, ритуальных основ музыкальной культуры, когда музыка была не искусством, а средством контакта людей с тайными силами Природы.Но, очевидно, закат 'Weather Report' был для Завинула важной вехой.В 1987 году он приступает к реализации совершенно иного проекта - созданию своей полномасштабной симфонии под названием 'Stories of the Danube'. В этом произведении Завинул реализовал себя как мастер крупной классической формы, как человек европейской культуры, от которой он надолго отошел, создав ориенталистски-фанковый 'Weather Report'. Но вся глубина его опыта, накопленного за время пребывания в американском музыкальном бизнесе, проявляется и здесь. На записи этой симфонии, сделанной в 1995 году Чешским Государственным симфоническим оркестром под управлением Каспара Рихтера, звучащей 63 минуты, Завинул играет партии клавишных в присущей ему манере.Джо Завинул относится к той категории творческих личностей, которые,создав нечто, поднявшее их на высокий уровень популярности, не стремятся всеми силами удержать эту планку во время неизбежного падения интереса ко всему, что перестает казаться современным новому поколению слушателей. Обладая особым даром ощущения духа времени,вопреки логике коммерческого успеха, такие музыканты добиваются продолжения своей популярности, еще более усложняя и углубляя музыку, создавая представление о 'современности' ее на совсем ином уровне мышления. О таких, как Джо Завинул, пока он творит, нельзя сказать, что это несовременно.
 

http://ckokc.ru

Распечатать страницу
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика


Я в контакте

Betep Betep Betep Изба МАЮ.РФ Betep Betep Стихи.ру
| ckokc | | Тонька | | Яд орхидеи | | Текста | | Cmex | | mp3 | | МАЮ.РФ |

P.S.: Возможно, некоторые статьи полностью или частично были взяты с "Агарты". Автора Слынько Н.М. Большая часть сайта - это материалы, скопированные из простора всемирной паутины, либо перепечатанные из журналов 80-х и 90-х годов.
Дата регистрации и создания сайта: 2001-06-25 15:45:10
После 2003 года статьи практически не добавлялись, так как Википедия стала очень популярной. И смысл собирать информацию о музыкальных группах отпал. Ведь в Википедии есть практически всё.