Вилли ДИКСОН - Американский блюзовый композитор, аранжировщик, продюсер, певец, контрабасист; автор наиболее известных блюзовых стандартов и одна из ключевых фигур в истории блюза; с его именем связана "золотая" эпоха чикагского блюза 50-х и 60-х годов.
Рос в семье сельских сезонных рабочих. Отец был социально неуправляемым человеком, вероятно, преступником. Первые блюзы и рассказы об истории блюза и блюзовых стилях услышал от отчима. Мать пересказывала библейские истории и сочиняла проповеди в рифмованных строчках. Диксон с ранних лет работал в поле, выполняя поденную работу, был мусорщиком, угольщиком и т.д. С детства сочинял стихи для песен и записывал их в блокнот. Позже некоторые из этих текстов ему удалось продать профессиональным композиторам. Пел в церковном хоре. Участвовал в религиозном вокальном ансамбле "Юнион Джубили Сингерз" (Union Jubilee Singers), в составе которого выступал на виксбургской средневолновой радиостанции. Подростком дважды получил тюремный срок: за бродяжничество и за воровство - по его мнению, оба раза несправедливо. В 1936г. переехал в Чикаго. Пробовал свои силы как певец одновременно в жанрах и танцевальной, и религиозной музыки. Так же пытался начать карьеру профессионального боксера. Чемпион 1938г. штата Иллинойс "Золотые перчатки" в тяжелом весе. Спаринговал Джо Луису. Ушел из бокса, обнаружив, что его менеджер присваивает большую часть его гонораров.
В этот период знакомится с гитаристом Леонардом "Бейби Бу" Кастоном (Leonard "Baby Boo" Caston) и под его влиянием начинает учиться играть на контрабасе. Вместе они собирают вокально-инструментальный ансамбль "Файв Бризис"(Five Breezes), исполняющий разнообразную танцевальную музыку. Группа выступает в чикагских клубах и делает первые записи для пластинок.
В 1941г. Вилли Диксон арестован на сцене во время очередного выступления и обвинен в уклонении от военного призыва. Он заявляет об отказе служить в ВО США по политическим мотивам, отказывается от адвоката и, самостоятельно защищая себя в суде, декларирует, что он не является гражданином США и ничего не должен государству и правительству, поскольку вырос и сохранил жизнь не благодаря, а вопреки существующим законам, дискриминирующим права афроамериканцев. Приговор по его делу не был вынесен. Вилли Диксон выпущен из тюрьмы по подписке, что, по его мнению, еще раз подтвердило его правоту: законы США не распространяются на афроамериканцев. В это время Леонард Кастон с группой "Ритм Рэскалз"(Rhythm Rascals) проводит концерты для американских войск в Северной Африке, Европе и на островах Тихого океана. Отпущенный на свободу, Вилли Диксон собирает свой ансамбль "Фор Джампс Оф Джайв"(Four Jamps Of Jive), с которым выступает в Чикагских клубах и в 1945г. записывает несколько пластинок для фирмы "Меркюри"(Mercury).
По возвращению в Чикаго Леонарда Кастона, Вилли Диксон организует ансамбль "Биг Три Трио" (The Big Three Trio), в котором он поет, играет на контрабасе, Леонард Кастон поет, играет на фортепиано, Олли Крауфорд (Ollie Crawford) поет, играет на гитаре. В 1947г. "Биг Три Трио подписывают контракт с мэджор-фирмой "Коламбиа"(Columbia) и записывают несколько пластинок.
Исполняя в рамках "Биг Три Трио" эстрадный репертуар, Диксон начинает принимать участие в блюзовых джемах чикагских блюзмэнов и изредка получает приглашение аккомпанировать им в студии новой чикагской фирмы звукозаписи "Чесс". Постепенно Вилли Диксон принимает все более активное участие в работе студии "Чесс". Концертная деятельность в рамках "Биг Три Трио" отходит для него на второй план, в 1952г. ансамбль фактически прекращает свою деятельность. На студии "Чесс" Вилли Диксон становится занимает должность "ответственного за репертуар и артистов" (A&R), занимается аранжировками, организует сессии звукозаписи, аккомпанирует на записи и ведет поиск новых талантов. Как вокалист он выпускает несколько синглов под собственным именем.
В 1954г. Мадди Уотерс (Muddy Waters) записывает блюз Вилли Диксона "Hoochie Coochie Man" (Сорви-голова), отмечающий важный этап в развитии блюза как жанра. Песня получает большую популярность. В этот же год еще два ведущих артиста "Чесс": Хаулин Вулф (Howlin" Wolf) и Литл Уолтер (Little Walter)- записывают песни Вилли Диксона, которые мгновенно становятся хитами. На протяжении последующего десятилетия он очень плодотворно работает как композитор. Его песни имеют большой успех, а в 60-х и 70-х переживают новое рождение, поскольку они вновь становятся хитами уже в интерпретации рок-музыкантов: "Роллинг Стоунз"(Rolling Stones), "Ярдбердз" (Yardbirds), "Дорз"(The Doors), "Крим" (Cream), "Лед Зепплин" (Led Zeppelin) и многих других. Большинство из этих песен и поныне считаются живой классикой блюза, поскольку продолжают входить в постоянный репертуар блюзовых музыкантов разных поколений.
"Во второй половине 50-х как композитор, аранжировщик и аккомпаниатор работает с Чаком Берри (Chuck Berry) и Бо Диддли (Bo Diddley), принимая таким образом участие в формировании рок-н-ролла.
В 1957г. принимает участии в формировании нового течения чикагского блюза: Уэст-Сайд блюз. На фирме "Кобра" (Cobra) помогает музыкантам следующего поколения: Мэджику Сэму (Magic Sam), Отису Рашу (Otis Rush) и Бадди Гаю (Buddy Guy).
В 1960г. записывает дебютный альбом в дуэте с пианистом-вокалистом Мемфисом Слимом (Memphis Slim).
В 60-х и 70-х является одним из инициаторов и принимает активнейшее участие в организации европейских гастролей ревю American Folk Blues Festival ("Американский фолк-блюзовый фестиваль"), в котором в разные годы выступают все звезды блюза своего времени, за редким исключением. Находит и помогает сделать первые шаги на профессиональной сцене певице Коко Тейлор (Koko Taylor), которую с начала 70-х будут именовать "Королевой блюза".
В 1969г. принимает участие в записи дебютного альбома блюз-рокового гитариста Джонни Уинтера (Johnny Winter), с которым будет неоднократно выступать и записываться и в дальнейшем. В 1970г. записывает альбом "I"m The Blues"("Я и есть блюз"), представляющий его классические хиты в рок-аранжировках. В 70-х организует ансамбль "Все звезды Чикаго"(The Chicago All Stars), пишет и продюссирует музыку к кинофильмам, в том числе к "Цвету денег" М.Скорсезе. Выпускает книгу-автобиографию "Аз есмь блюз". В 1982г. создает благотворительный фонд Blues Heaven Foundation для помощи нуждающимся ветеранам блюза. Руководит рядом программ по пропаганде блюза, в том числе "Блюз в школе". В 1988г. записывает прощальный альбом, который не может издать на протяжении двух лет. В 1991г. этот альбом принес ему премию Грэмми - единственное и слишком скромное признание для его очевидных заслуг в области популярной музыки ХХ века.
Дискография:
Willie"s Blues (Prestige LP, 1960)
I"m The Blues (Columbia LP, 1970)
Hidden Charms (Silvertone - Capitol/EMI CD, 1988)
The Chess Box (MCA/Chess 2CD, 1988)
The Big Three (Sony/Legacy/CBS/Columbia CD 1990)
The Original Wang Dang Doodle (MCA/Chess 1995)
Poet Of The Blues (Columbia CD, 1998)
Aux Trois Mailletz (Verve)
Ginger Ale Afternoon"(Varese Sarabande)
In Paris (Original Blues Classics)
Late 60"s Concert At Liberty Hall, Houston Texas (Collectables) |