Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Neo Art Rock
 
Кто такой Роберт Фрипп? Основатель и единственный постоянный участник группы "Кинг Кримсон". Верно. Но, в первую очередь, это гитарист, в корне изменивший статус рок-культуры. Если для большинства рок-гитаристов игра - это в первую очередь развлечение (например, на концерте можно пожертвовать качеством музыки ради эффектного прыжка, курения во время игры, и т.д.), то для Фриппа это совершенно серьезное занятие - он даже на концертах играет сидя, чтобы ни в коем случае не повредить исполняемой им музыке. Вся его деятельность была направлена на то, чтобы поднять композиторское и исполнительское мастерство в рок-музыке до качества, присущего музыке академической, а также максимально расширить диапазон выразительных средств современного гитариста, используя существующие технические средства.

В возрасте 21 года, окончательно решив заниматься музыкой профессионально, Роберт неуклонно совершенствует свою гитарную технику и композиторский талант, играя в своей первой профессиональной группе "Кинг Кримсон", которую он создал вместе со своим лучшим другом - вокалистом Грегом Лэйком. Несмотря на то, что Роберт - левша, играющий на гитаре "праворуким" способом, немногие гитаристы могли с ним сравниться в течение всей его профессиональной карьеры. Ни один из участников "Кинг Кримсон" (в разных его составах), умеющих играть на гитаре, даже не пытался играть вместе с Фриппом. Впервые второй гитарист появился только в четвертом составе "Кинг Кримсон". Это был легендарный "электронный гитарист" Эдриан Бэлью, извлекавший из гитары совершенно немыслимые для музыкального инструмента звуки, в том числе крики чаек в песне "Matte Kudasai" ("Пожалуйста, подожди", яп.) или трубный голос слона в песне "Elephant Talk", а также игравший на безладовой гитаре (!) в песне "Man With An Open Heart".

Однако, вернемся к 1969 году. В первом составе группа записывает два альбома: "In The Court Of The Crimson King" (1969) и "In The Wake Of Poseidon" (1970). В 70-м году Грег Лэйк уходит в группу "Emerson Lake & Palmer", а "Кинг Кримсон" в новом составе записывает альбом "Lizard", причем заглавную песню исполняет вокалист группы "Yes" Йон Андерсон. Затем выходит альбом "Islands", где Фрипп выступает в основном как композитор - гитарных партий там немного. В 1973 году состав вновь меняется. В группу приходят: вокалист/басист Джон Веттон, бывший ударник "Yes" Билл Брафорд и скрипач Дэвид Кросс. Группа записывает великолепный альбом "Larks" Tongues In Aspic", а на следующий год - "Starless & Bible Black". В 1974-м выходит легендарный "Red". В 1975-м группа распадается на 6 лет, однако Роберт не теряет времени даром.


В начале 70-х Фрипп осваивает придуманный Брайаном Ино аппарат, состоящий из двух магнитофонов с зацикленными лентами и функционирующий таким образом, что на одну ленту записывается смешанный звук гитары и другой ленты. По окончании цикла, записанная лента начинает проигрываться, а другая - записываться, и так до бесконечности. В честь первого пользователя аппарат был назван Фриппертроникой (Frippertronic). Позднее подобные, только уже цифровые устройства, Роберт начал использовать для создания своих саундскейпов (soundscapes) - "звуковых пейзажей". Это основанная на циклах амбиентная импровизируемая музыка.

В 1979-м году выходит легендарный сольный альбом Фриппа "Exposure", в записи которого принимали участие Питер Хэмилл ("Van Der Graaf Generator") и Питер Гэбриэл ("Genesis"). Этот альбом звучит очень современно даже сейчас, в конце 90-х.

К 1981 году собрался четвертый состав "Кинг Кримсон", в котором впервые появился еще один гитарист (он же вокалист и автор текстов) - Эдриан Бэлью. По-прежнему остался ударник Билл Брафорд. В качестве басиста был приглашен легендарный Тони Левин, который играл еще на "Double Fantasy" у Джона Леннона. Тони играл также на 10-струнной тач-гитаре "Стик". Группа выпустила замечательный альбом "Discipline", а затем, в 1982-м году - "Beat". В 1984-м вышел "Three Of A Perfect Pair". Вскоре группа вновь распалась, уже на 7 лет.

С 1983 года Фрипп использует только свою собственную настройку для гитары (снизу вверх: CGDAEG), ныне известную как "New Standard Tuning (NST)" или "Crafty Tuning". Если обычно гитара настраивается преимущественно по квартам, то NST - это преимущественно квинтовый строй, как у струнных инструментов, причем четыре средние струны настроены аналогично скрипке. Он расширяет диапазон инструмента, упрощает взятие аккордов, состоящих из больших интервалов, а также "принуждает отказаться от привычных клише". Сам Роберт говорит: "Для меня NST имеет определенный смысл. А стандартная настройка? Она возникла случайно. Кто придумал настраивать гитару так? И почему? Скорее всего, лишь потому, что от большего натяжения струны, которые изготавливали в те времена из кишок, могли лопнуть".

Тогда же, в 80-х Фрипп создает свою гитарную школу "Guitar Craft" ("Гитарное Искусство"). Обучение игре на гитаре начинается с выработки самодисциплины у музыканта. Каждая нота должна быть сыграна с определенным смыслом, случайностей или типичных "фишек" в игре быть не должно. "Для хорошего музыканта игра, состоящая из "фишек", работа на автомате - это не музыка. Это только подобие музыки. В ней отсутствует качество. Это механическая игра". Довольно быстро школа становится популярной, ее выпускники становятся действительно хорошими музыкантами. Роберт дает с ними совместные концерты и записывает несколько инструментальных альбомов под маркой "Лига Искусных Гитаристов" ("League Of Crafty Guitarists"). Со временем появляется несколько отделений этой школы в разных концах света. Один из ее выпускников, Трей Ганн, становится участником пятого состава "Кинг Кримсон", играет на тач-гитарах "Стик" ("Stick") и "Ворр Гитар" ("Warr Guitar").

В 1982-84 годах Фрипп выпускает несколько альбомов совместно с гитаристом "Police" Энди Саммерсом.


В 1984 году Роберт знакомится со своей будущей женой Тойей Вилкокс (Toyah Wilcox) и практически сразу делает ей предложение: "Почему? Я понял, что это моя жена. Как я мог этого не понять?". 16 мая 1986 года, в свой 40-й день рождения, Роберт женится на Тойе.

С 1986 по 1995 Фрипп записывается со своими учениками - "Лигой Искусных Гитаристов".

В 1993-95 Фрипп записывает несколько альбомов в сотрудничестве с вокалистом Дэвидом Сильвианом (из группы "Japan").

Примерно в то же время Фрипп организует собственную независимую мобильную студию звукозаписи "Discipline Global Mobile (DGM)", цели которой он определил как:
- помогать издавать музыку, которая иначе не могла бы быть издана вовсе, или была бы издана на условиях, от которых пострадала бы либо музыка, либо музыканты;
- действовать в условиях рынка, будучи свободными от ценностей рынка;
- помогать музыкантам и сотрудникам DGM добиваться своих личных целей;
- находить свою публику;
- быть моделью этичного бизнеса в мире индустрии, основанной на эксплуатации, мошенничестве, воровстве и алчности.


В 1992 Фрипп "совершенно непреднамеренно" придумал новый способ организации группы - двойное трио (double trio): два гитариста, два басиста, два ударника. Примерно тогда же Фрипп решил, что он уже знает, какой будет музыка нового "Кинг Кримсон". И вот в 1995-м году выходит сингл "VROOOM". К прежнему составу добавились: ученик Фриппа тач-гитарист Трей Ганн и ударник Пат Мастеллотто. Вслед за ним, в том же году вышел и великолепный альбом "THRAK".

Затем, как сказал Роберт, произошла "фрактализация" группы: каждый из участников организовал свой проект, в основном с бывшими коллегами по "Кинг Кримсон", в одном из которых Эдриан Бэлью выступает в качестве ударника. Сам же Фрипп сосредоточился, в основном, на саундскейпах.

Ныне "Кинг Кримсон" не существует, а его участники выступают с новой музыкой под названиями "ProjeKCt 1", "ProjeKCt 2" (KC - аббревиатура от "King Crimson")… Одному Фриппу извесно, когда будет готова новая порция музыки, которую можно издать под маркой "Кинг Кримсон". Интересно, в каком составе Роберт соберет свою легендарную группу, умирающую и возрождающуюся вновь вот уже почти 30 лет, чтобы показать миру свою новую, исключительную "кримсоновскую" музыку?

King Crimson. "Червонный Король". Страна: Великобритания.

Стиль: Classic Art-rock с элементами Прог-метала, Джаз-фьюжна и авангарда.

Статус: В активе.

Состав исходный: Robert Fripp (guitars, keyboards), Greg Lake (vocals, bass), Ian McDonald (keyboards, winds), Michael Giles (drums).

Изменения состава:

После первого альбома покидает группу МакДональд (позднее в Foreigner). Лэйк записал вокальные партии ко второму диску, но когда пришла пора записывать ритм-секцию с басом, его увели Эмерсон и Палмер в ELP. Таким образом, второй состав King Crimson выглядит следующим образом: Фрипп, М. Джилз, Лэйк (vocals), брат Майкла - Peter Giles (bass), Keith Tippet (keyboards), Mel Collins (winds).

На третьем альбоме братьев Джилзов уже нет (позже барабанщик Майкл будет работать в "штате" экс-гитариста Genesis - Anthony Phillips). Новые музыканты: Gordon Haskell (vocals, bass), Andy McCulloch (drums).

Оба новичка "соскакивают" сразу после выхода "Lizard". Их сменяют: Boz Burrell (bass, vocals, позднее Bad Company), Ian Wallace (drums, также Humble Pie).

1973 год: уходит Мел Коллинз. Состав стабилизируется. Три последующих диска записывают: Фрипп, John Wetton (bass, vocals, также Uriah Heep, UK и многие другие), Bill Bruford (drums, также Yes, solo и другие), David Cross (cello), а на альбоме "Red" возвратился Mel Collins (winds, Camel, Alan Parsons Project).

В конце 1975 года группа распадается. Фрипп работает соло и с другими исполнителями.

1981 год: Фрипп и Брафорд возрождают группу при помощи Adrian Belew (guitars, vocals, ex-David Bowie) и Tony Levin (bass, также A.B.W.H. (см. Yes), Yes-91, Pink Floyd-87 и другие). Этот состав записывает три альбома, после чего Фрипп, Брафорд и Белью возвращаются к сольной деятельности.

1993 год: "преддверием" в третий раз возрожденного King Crimson является проект Fripp and Sylvian в составе: Robert Fripp (guitars), David Sylvian (guitars, vocals, ex-Japan), Trey Gunn (bass), David Bottrill (keyboards), Jerry Marotta (drums, сольные диски Фриппа).

1994 год: Фрипп и Ганн с Дэвидом Боттриллом в качестве продюсера из предыдущего проекта возрождают King Crimson, куда возвращаются Тони Левин, Адриан Белью и Билл Брафорд из состава 1981-84 гг. Также принимается ударник Pat Mastelotto. Таким образом, в King Crimson из 6 человек - 2 басиста и 2 ударника. Так они нынче и работают: Robert Fripp (guitars, keyboards), Adrian Belew (guitars, vocals), Tony Levin (bass), Trey Gunn (bass), Bill Bruford (drums), Pat Mastelotto (drums).


дна из самых новаторских арт-групп в истории рок-музыки. Верхние "этажи" высшей рок-лиги. Реинкарнация King Crimson происходила еще дважды после раскола 1975 года, и оба раза музыка ансамбля являла собой нечто новое, неожиданное и неповторимое.

ачиналось же все Фриппом в компании с братьями Майклом и Питером Джилзами в 1968 году после выхода их первого совместного альбома. К моменту выхода дебютного диска группы артовые программы были уже на счету хронологических пионеров полноценного прогрессива Pink Floyd (психоделически-блюзового направления), Van Der Graaf и Genesis, открывших дорогу традиционному современному арт-року с массивным, разнообразным и драматическим вокалом. "Червонный Король" Фрипп первым вышел на сближение арт-рока и так называемого авангарда, когда конкретная мелодическая структура музыки не сохраняется, а заменяется вольной импровизацией каждого инструмента. Элементы авангардистского характера встречаются в каждом кримсоновском альбоме (порой они представлены некоей мистической пустотой с едва уловимыми призвуками), им отводится до 10-15 процентов общего времени. Остальное - это типичный британский арт/прогрессив на базе сонатной классики, но без ее выраженного проявления, как, к примеру, у ELP. Таковым был первый альбом.

а втором диске музыка приближается к собственно классике наиболее близко из всех программ ансамбля. Достигалось это за счет активного использования Фриппом меллотрона - клавишного инструмента, очень доподлинно воспроизводившего скрипично-оркестровые звуки (даже самые современные синтезаторы не позволяют добиться такой похожести).

одном из лучших ранних альбомов группы, наряду с дебютным и "Red", под названием "Ящерица" (1970-II), усилилось влияние Мела Коллинза. Фрипп больше стал обращаться к гитарной акустике, в сочетании с которой вовсю импровизировал саксофонист. Характерной особенностью всего творчества King Crimson стало обязательное исполнение инструментальной вещи, "открывающей" каждую программу, в очень тяжелом, почти doom-металлическом ключе. Очередной диск "Острова" стилистически оказался близок к предыдущему, но здесь многовато заимствований у Beatles, в дальнейшем у Фриппа не встречавшихся.

бновленный и стабилизировавшийся в 1973 году состав издал три альбома, благодаря своеобразному вокалу и концептуальной лирике Джона Уэттона получившие эпический заряд. Очень заумный, но и глубокий "Larks" tongues in aspic", представил несколько измененное звучание группы. Здесь впервые представлены обильные скрипичные аранжировки. Очередной диск (1974-I) повторил концепцию предыдущего, зато диск "Red" стал едва ли не лучшим проектом Фриппа вообще. Пять длинных эпических вещей с прекрасными аранжировками в русле классического арта (за исключением одной - четвертой, уже по традиции выделенной из общего контекста хаотически-авангардным саундом) и прекрасными саксофонными соло вернувшегося Мела Коллинза, оставили наилучшие впечатления. И тут совершенно непредсказуемо, что вполне в духе Фриппа, группа распалась, чтобы столь же неожиданно вновь объявиться в начале 80-х.

торое явление кримсонов народу представило совершенно новое звучание, лишь очень отдаленно соприкасавшееся с ранними проектами. Акцент на оригинальное гитарное звукоизвлечение (клич слона в одноименной вещи и многое другое), скоростные сольные пассажи, вообще упор на гитарное звучание теперь характеризовал King Crimson как причудливую единицу хард-н-артового прогрессива, но напомним, что музыка не имела никаких, даже отдаленных аналогий с привычными течениями жанра. В отдельных композициях появились элементы индустриальной музыки, а совершенно уникальные вокальные импровизации по сути безголосого Белью стали одним из чудес рок-музыки. Реинкарнация King Crimson и появление Marillion (см.) стали главными вехами арт-рокового движения в 80-е.

огда на рынке появились два альбома проекта Fripp & Sylvian, у меломанов появилось отчетливое предчувствие второй реинкарнации King Crimson. Звучание этого альянса почти полностью воспроизводило атмосферу музыки кримсонов в 80-е годы, а огромный коммерческий и творческий успех детищ сего проекта предопределил очередное возрождение легенды авангардного арт-рока. Классический состав образца 80-х плюс еще два музыканта, впрочем, выдал под оригинальным именем снова новое звучание. Диск 1994 года "Vroom" характеризует тяжеленное металлическое звучание с выраженными индустриальными настроениями. Иные поклонники самого раннего King Crimson ничего не поняли и едва выдерживали до конца весь этот гипнотический молотоподобный грохот сталелитейного завода. Фрипп, похоже, всю жизнь преследует цель ошарашивать своих поклонников непредсказуемыми нововведениями. Впрочем, в конце альбома звучит совершенно неожиданная удивительной красоты баллада. Это была дверь в новый мир King Crimson. И когда западная пресса говорит о Фриппе как об экстрасенсе, "общающемся с инопланетянами", порой возникает готовность в это поверить.

льбом 1995 года, из-за включения в его репертуар нескольких обработок из прошлогоднего диска, получился чересчур длинным по времени звучания. Так было задумано, спорить трудно, но если отбросить эти обработки, как раз получается полноценная новая программа в привычных 40-минутных границах. Причудливое смешение стилей всех трех творческих периодов группы, примерно равное количество "мягкого" индастриэла и великолепных баллад сделали этот альбом превосходным подарком искушенным меломанам, а в дискографии ансамбля появился очередной алмаз.

амым странным же (и, пожалуй, самым слабым) выглядит сегодня целиком инструментальный проект группы 1996 года: программа более напоминает сольные работы Фриппа позднего периода (1991 и др.), только "обогащенные" присутствием полоноценного инструментария Группы.

момента создания в 1993 году Фриппом сотоварищи собственной компании "Discipline Records", под ее "флагом" до сих пор выходили только многочисленные соло-альбомы нынешних участников ансамбля, а также не менее многочисленные сборники и концерты собственно King Crimson. Для поклонников группы наибольший интерес сегодня могут представлять, пожалуй, лишь работы Трэя Ганна: при достаточной оригинальности они, все же, наиболее близки стилистически позднейшему периоду основной группы. Первый (с женским вокалом) - более психоделический: Ганн показывает себя настоящим "колдуном" бас-гитары, отыграв на этом инструменте почти ВСЕ (кроме ударных) игровые партии посредством использования через МИДИ гитары, клавишных и др. Второй - более игровой, прогрессивный, с "полновесным" составом.

то касается проектов Роберта Фриппа, то всего лишь два альбома (сольный 1979 года и с Дэвидом Сильвианом 1993-го) соответствуют понятию того, что мы подразумеваем под "классическим" прогрессивом. Записанные, в том числе с участниками King Crimson, эти программы наиболее стилистически и качественно близки к соответсвующим периодам основной группы. Прочая продукция Фриппа по-своему также интересна, но эти альбомы представляют собой, большей частью, серию бесконечных экспериментов (Frippertronics, Soundscapes - новые формы саунда, звукоизвлечения, едва ли более того), либо набор виртуозных, но только гитарных "фирменных" Фрипповских импровизаций.

овершенно иначе выглядит проект скрипача Дэвида Кросса, основного соавтора Фриппа в годы расцвета (1973-1974). Сегодня этот коллектив по всем статьям переигрывает даже современную продукцию King Crimson, и едва ли особо уступает и лучшим альбомам группы. Если первый диск возвратившегося в мир рок-н-ролла лишь спустя почти 15 лет Кросса целиком инструментальный, то все последующие - полновесные шедевры современного Арт-рока с весьма оригинальным почерком, отличающимся сочетанием традиционных арт-форм с выраженными "атаками" прог-металлического характера. Причем, в составе 1997 года собрались бывшие и современные участники King Crimson (Fripp, Wetton, а 2 вещи из 4-х вокальных спел старый приятель Фриппа Hammill). Настоятельнейшие рекомендации.

дриан Белью продолжает сочинять в привычной для себя манере слегка "опопсованного" саунда Кримсонов 80-х. А последний пока его альбом также гитарно-акустический и целиком инструментальный, как и большинство работ его шефа, но в данном случае мелодическая линия выражена, что более сближает эту продукцию с подобными у Стива Хэккетта. Билл Брафорд, у которого лишь самый первый сольник более расположен к Арт-року (с женским вокалом), в дальнейшем не расстается со столь любимым им типичным Джаз-фьюжном, порой очень высокого качества. Тони Левин, открывший в первой половине 90-х собственный лэйбл "Papa Bear", тем не менее, большую часть своего творческого времени проводит "на стороне" (исключая совместную джаз-роковую программу с Брафордом), в частности у Magna Carta Records, выпустившей уже два солидных проекта при его непосредственном участии (об одном из которых см. в материале о Dream Theater - Liquid Tension Experiment).


Дискография:
1969 - "In the court of the Crimson King"
1970 - "In the wake of Poseidon"
1970 - "Lizard"
1971 - "Islands"
1973 - "Larks" tongues in aspic"
1974 - "Starless and Bible black"
1974 - "Red"
1981 - "Discipline"
1982 - "Beat"
1984 - "Three of a perfect pair"
1995 - "Thrak"
1996 - "Thrakattak"
(4 первых диска вышли на ISLAND Records, остальные - до 1984 года включительно - на филиале POLYGRAM - EG Records, а последние - под эгидой компании VIRGIN Records, как дистрибьютора, но на собственной новой фирме DISCIPLINE Records)

Дискография Fripp & Sylvian:
1993 - "The first day" (2LP=1CD)
1993 - "Darshan"

Дискография Robert Fripp-solo:
1979 - "Exposure"
1980 - "God save the Queen under heavy manners"
1981 - "Let the power fall"
1991 - "The craft of the guitar" (Laser Video only!)
1994 - "1999 Soundscapes"
1995 - "A blessing of tears"
1996 - "Radiophonics"
1996 - "That which passes"
1997 - "November suite"
1997 - "The gates of Paradise"

Robert Fripp as Guitar Craft:
1986 - "Live"
1988 - "Get crafty"
1990 - "Live-2"
1991 - "Show of hands"
1993 - "The bridge between"
1995 - "Intergalactic boogie express"

Robert Fripp"s collaborations:

Giles, Giles & Fripp -
1968 - "The cheerful of insanity"



 
Радио КОНТУР
Распечатать страницу
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

Я в контакте

Betep Betep Изба МАЮ.РФ Betep Betep Стихи.ру
| Тонька | | Яд орхидеи | | Текста | | Cmex | | mp3 | | МАЮ.РФ |

P.S.: Возможно, некоторые статьи полностью или частично были взяты с "Агарты". Автора Слынько Н.М. Большая часть сайта - это материалы, скопированные из простора всемирной паутины, либо перепечатанные из журналов 80-х и 90-х годов.
Дата регистрации и создания сайта: 2001-06-25 15:45:10
После 2003 года статьи практически не добавлялись, так как Википедия стала очень популярной. И смысл собирать информацию о музыкальных группах отпал. Ведь в Википедии есть практически всё.