Группа образована в 1979 году в США.
Майкл Стайп - вокал
Питер Бак - гитара
Майк Миллз - бас-гитара
Билл Берри - ударные
Первый концерт данного состава под названием R.E.M. состоялся 19 апреля 1980 года в Афинах, штат Джорджия. Все музыканты группы учились в университете штата, и все четверо вылетели с последнего курса за академическую неуспеваемость. Успех группы обеспечил прежде всего ее вокалист, Майк Стайп - не имея в составе такого эксцентричного музыканта с необычной вокальной техникой и своеобразной методикой работы с микрофоном (Стайп поет, не от-рывая губ от сетки микрофона), R.E.M. оказались бы еще одной американской группой средней руки, эксплуатирующей гармонии и гитарный саунд The Byrds.
Добившись признания в университете и в родном городе, R.E.M. дали серию концертов за пределами штата и привлекли внимание нескольких радиостанций - одна из них финансировала запись дебютного сингла группы "Radio Free Europe" и выпуск его на независимой фирме Hibtone Records (1981 год). Работа понравилась критикам - они сделали вывод, что R.E.M. способны уйти от слепого копирования чужой стилистики и обладают способностями сказать свое собственное слово в роке. Постепенно из музыки R.E.M. начали уходить гармонии кантри-фолк, в партиях бас-гитары появился неожиданный драйв, что придало композициям слегка тревожную атмосферу, несколько напоминавшую ту, что присутствовала в композициях The Who на раннем этапе творчества. Учитывая яркий вокал Стайпа и его талантливые, часто глубоко личные стихи с налетом экзистенциализма, R.E.M. стремительно прогрессировали, их саунд не имел ничего общего со звуковыми решениями подавляющего большинства американских групп эпохи пост-панка.
На волне успеха дебютного миниальбома "Chronic Town", получившего в 1982 году положительные рецензии в большинстве музыкальных изданий США, полнометражный альбом группы "Murmur" (1983 год) имел триумфальный успех - журнал "Rolling Stone" признал эту работу "лучшей пластинкой года", а поклонники группы с такой скоростью скупали диск, что фирма IPS Records была вынуждена трижды допечатывать тираж, доведя его до 150 тысяч - цифра внушительная, а для первого альбома просто огромная! Сформировалась армия фэнов R.E.M. и в Европе, где "Murmur" также имел фантастический успех.
Следующий альбом - "Reconing" вышел в 1984 году, по ряду причин, среди которых не последнюю роль играла дороговизна студии, диск записывался очень быстро, всего за 12 дней, и это обстоятельство не могло не сказаться: работа получилась очень неровной, как по качеству вошедшего в альбом материала, так и по настроению. Композиции варьировались от нервных и раздражительных ("So, Central Rain") до откровенно ехидных и сатирических ("Rockville"). Несмотря на это, альбом продавался неплохо, хотя отобранные с него синглы, коммерческого успеха не имели и на радио звучали очень редко, - впрочем, это было характерным явлением не только в случае с R.E.M.: в середине 80-х на успех синглов могли рассчитывать лишь группы мэйнстрима тяжелого рока.
Тем не менее, упорство, с которым R.E.M. выпускали заведомо провальные синглы, возымело свое действие у американских и европейских поклонников группы складывалось впечатление, что музыканты каждую неделю записывают новую композицию и реноме R.E.M. заметно росло. Критики тепло приняли следующий альбом "Fables Of The Reconstruction", хотя пластинка получилась однообразной, без присущего R.E.M. блеска, что, по-видимому, объяснялось внутренними разногласиями в группе.
Диск 1986 года "Life"s Rich Pageant" обнаружил первые признаки политизированности R.E.M. - несмотря на недоумение значительной части своих фэнов, политическая направленность песен, тем не менее, стала той движущей силой, которая в конце 80-х вывела R.E.M. в число "новых супергрупп". В своих стихах Стайп принялся обличать аморальность американского образа жизни, однако, несмотря на злобность текстов, музыка группы по-прежнему оставалась жизнерадостной, и, не исключено, что такого рода контраст и был залогом успеха R.E.M. того периода. Композиции "Cuyahoga" и "These Days" апеллировали прежде всего к молодежной аудитории - квинтэссенцией ироничного взгляда на проблемы и собственное творчество стал альбом 1987 "Document" и композиция с весьма характерным названием "It"s The End Of The World As We Know It (And I Feel Fine)". Также выпущенная синглом, эта вещь имела успех в Великобритании - вероятно, в силу того, что перекликалась с похожими вещами популярной в тот период британской группы Housemartins.
В 1988 году вышел следующий альбом, "Green", - в США диск продавался медленно, но стабильно. "Упреждающий сингл-разведчик" "Orange Crush" вошел в английский Тор 30, а следующий - "Stand" - занял 6-е место в чартсах США. В целом, "Green" можно определить как проблемный альбом, посвященный защите окружающей среды (в первую очередь это касается композиции "You Are The Everything"), однако эта работа R.E.M. в гораздо большей степени, чем все предыдущие, акцентировала внимание слушателя на вокале Стайпа и его стихах. Что, в свою очередь, привело к тому, что Майка Стайпа, против его воли и желания. провозгласили "рупором нового поколения". На последовавшем за альбомом мировом турне стало ясно, что R.E.M. из просто хорошей группы превратились в монстра стадионного рока - воспользовавшсь представленными возможностями, R.E.M. усложнили свое сценическое шоу: Стайп занимался с хореографом и демонстрировал зрителям нечто среднее между акробатическими этюдами и танцевальными па, на концертах стали вовсю использовать пиротехнические и световые эффекты.
После почти двухлетнего турне по всеми миру группа вновь заявила о себе в 1991 году новым студийным альбомом "Out Of Time" - несмотря на то, что в предыдущих дисках R.E.M. время от времени использовали духовые инструменты, публика все же оказалась не готова к звучанию полной духовой секции; не ожидали поклонники и участия в записи пластинки не имеющих ничего общего ни со стилистикой, ни с идеологией R.E.M., вокалистки B-52"s Кейт Пирсон и продюсерской рэп-команды Boogie Down Productions. И все же, несмотря на шок, фэны оценили эту мощную работу - практически все лирические вещи с "Out Of Time" попали в хит-парады, а сам альбом возглавил чартсы США и Великобритании и был признан журналом "Billboard" "шедевром". Огромным успехом пользовались синглы "Losing My Religion" (хотя в ряде стран видеоклип этой вещи был запрещен по религиозным соображениям), "Shiny Happy People" и "Near Wild Heven". Эта пластинка стала переломной в творчестве R.E.M. - группа получила за нее все мыслимые премии (в том числе и "Грэмми" в категории "лучший альбом года") и стала новым критерием звукозаписи.
В октябре 1992 года R.E.M. выпустили очередной студийный альбом, "Automatic For The People", который мгновенно стал международным бестселлером - как и предыдущий, этот диск вновь возглавил хит-парады США и Великобритании и собрал несколько "платин". В число хит-синглов пробились "Drive", "Everybody Hurts" и "Man On The Moon" - в последней Стайп удачно имитировал вокальную манеру Элвиса Пресли, композиция и ее черно-белый видеоклип удостоились специальных премий MTV. Одновременно начали раздаваться обвинения R.E.M. в "монументальности" творчества и в предательстве идеалов "независимого рока" - и это несмотря на то, что группа никогда не отождествляла себя с движением "инди", а на независимой фирме записала лишь дебютный сингл!
Однако волна негативного отношения, видимо, сыграла свою роль, и в 1994 году R.E.M. выпустили альбом "Monster", который представляет великолепный образец "сырого рока с кровью". В определенной степени, "Monster" был сделан в угоду публике, но данное обстоятельство отнюдь не умаляет достоинств этой пластинки - такие композиции, как "What"s The Frequency, Kenneth?", "King Of Comedy", "You", "Star 69" и "Tongue" свидетельствуют о тонком понима нии природы рок-музыки и дают возможность увидеть всю многогранность таланта R.E.M.
Альбом конца 1996 года "New Adventures In Hi Fi", в целом, развивает концепцию раннего этапа творчества R.E.M., однако по саунду пластинка весьма отличается от всего того, что делали R.E.M. раньше: в отдельных фрагментах группа звучит как Pink Floyd, а некоторые мелодические решения, которые принимают музыканты, вообще не свойственны американскому року, Что еще раз подтверждает мнение поклонников R.E.M.: это группа с сугубо европейским подходом к рок-музыке. |