Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Alternative/Gutar Rock
 
 
  
 
Успех Sonic Youth - это одна из самых неправдоподобных историй в американском Рок-Андеграунде 80-х годов. Другие альтернативные группы того времени, R.E.M. и Husker Du, также сумевшие добиться широкого признания, придерживались довольно традиционных песенных структур и мелодий. В отличие от них, Sonic Youth начали свой творческий путь с полного отказа от каких-либо устоев рок-н-ролла. Позаимствовав принципы бесформенных звукошумовых экспериментов у the Velvet Undeground и the Stooges, они слили их с театрально-художественной эстетикой нью-йоркского пост-панк авангарда (post-punk avant garde). Фактически, Sonic Youth переопределили значение сырого необработанного шума в рок-н-ролле. Хотя группа черпала заряд бодрости в музыке хардкора (hardcore punk), пост-панка (post-punk) и ноувейва (no wave), звук Соников редко обладал мощью, способной сносить горы. Вместо этого они создавали необыкновенные звуковые пейзажи из диссонирующих, неустойчивых, чередующихся мотивов, постоянно открывая новые возможности электрогитары. Три записи, увидевшие свет в конце 80-х, - EVOL, Sister, Daydream Nation, - стали тем фундаментом, на котором выросло целое поколение инди-рокеров (indie), копировавших шумовые эффекты Соников или интерпретировавших их в виде более продвинутых аранжировок.
По мере своего творческого и карьерного роста, Sonic Youth становились все более удобоваримыми, в том смысле, что бесформенные песни стали все более походить на композиции, а короткие работы становились все жестче и мощнее. В 90-х годах большинство американских инди-коллективов и многие британские андеграунд-группы продемонстрировали в своем творчестве серьезное влияние, оказанное на них Sonic Youth, а сами Соники стали поистине культовой группой, каждый альбом которых попадал в Top100.
 
  
 

Подобное даже невозможно было представить в 1981 году, когда гитаристы Торстен Мур (Thurston Moore) и Ли Ранальдо (Lee Ranaldo), совместно с басисткой Ким Гордон (Kim Gordon) сформировали группу. Мур был родом из Коннектикута, Ранальдо - из Лонг-Айленда. Оба гитариста переехали в Манхэттэн во время расцвета нью-йоркского пост-панк движения no wave и они начали концертную деятельность с произведений авангардного композитора Глена Брэнки (Glenn Branca), чьи диссонансные гитарные партии заложили основу для большей части ранних произведений Sonic Youth. Гордон, подружку Мура, выгнали из художественного колледжа и она крутилась какое-то время на авангардной и no wave сценах, а летом 1981 года они с Муром помогли устроить "Noise Festival", где Sonic Youth первый раз выступила на сцене. К тому времени коллектив пополнился клавишницей Энн ДеМаринис (Ann DeMarinis) и Ричардом Эдсоном (Richard Edson) на ударных. ДеМаринис вскоре покинула группу, и получившийся квартет записал одноименный дебютный макси-сингл, вышедший в следующем году на студии Neutral Records (принадлежащей Глену Брэнке). В 1983 году Эдсон также покинул группу, т.к. он хотел посвятить себя актерской карьере. В результате первый альбом группы Confusion is Sex (1983) был записан с участием нового барабанщика Боба Берта (Bob Bert) и, в перерывах, Джима Склавуноса (Jim Sclavunos). Sonic Youth поддержали альбом своим первым европейским турне, а после выпустили макси-сингл Kill Yr Idols.
 
  
 


В начале 1984 года, Мур попытался пробить для группы контракт с британской инди-студией Doublevision, но там сочли демо-запись бесперспективной. Однако Пол Смит (Paul Smith), один из совладельцев Doublevision, решил иначе и основал собственную студию Blast First Records специально для того, чтобы издать записи Sonic Youth. Вскоре он заключил сделку на распространение напечатанного тиража с британской инди-студией Routh Trade, в результате чего у группы в первый раз появилась возможность донести свою запись до широкого круга слушателей. Пока велись все эти переговоры, группа успела выпустить концертный магнитоальбом Sonic Death: Sonic Youth Live. Первый альбом, вышедший на Blast First, назывался Bad Moon Rising (1985) и был замечен андеграунд-критиками и слушателями. Альбом заметно отличался от ранних записей - это был первый опыт Sonic Youth по совмещению столь любимого ими диссонирующего, неустойчивого звучания с довольно откровенными шаблонами поп-музыки. Вскоре вышел макси-сингл Death Valley 69, после которого Берт был заменен на Стива Шелли (Steve Shelley), ставшего постоянным барабанщиком в группе.

Bad Moon Rising привлек пристальное внимание не только американского андеграунда, - группой заинтересовались и некоторые крупные звукозаписывающие компании. Но Sonic Youth решили принять предложение от SST, пристанища Husker Du и Black Flag, где и был выпущен их следующий альбом E.V.O.L. (1986). Песни этого альбома заняли устойчивое положение на студенческих радиостанциях, а когда увидел свет очередной альбом Sister (1987), с большим интересом принятый мейнстрим-изданиями типа Rolling Stone, статус группы вырос очень серьезно. В 1988 году творческий актив группы пополнился альбомом the White Album, вышедшего в рамках побочного проекта Ciccone Youth - насмешки над творчеством Мадонны и прочих грандов мейнстрима поп-культуры. Подлинный прорыв группа совершила, выпустив двойной альбом Daydream Nation (1988). Выпущенный на студии Enigma Records, Daydream Nation стал тем тараном, который пробил группе дорогу к вершинам славы. Альбом был признан истинным шедевром, а песня "Teenage Riot" стала радио-хитом. Несмотря на ажиотаж, возникший вокруг альбома и хорошие продажи диска, Enigma, обладая слабой сетью распространения, не всегда справлялась с функциями дистрибутора и альбом нередко отсутствовал в магазинах. К тому же выход альбома совпал с банкротством компании, частично парализовавшим ее работу и, в результате, в 1990 году Sonic Youth решили перебраться на крутой лейбл - DGC (Geffen).

: Но чуть раньше, в октябре 1989 Sonic Youth получают приглашение приехать в СССР, где и выступают в Вильнюсе, Киеве, Ленинграде и Москве. В то время у нас группа была почти совсем неизвестна и ее ждал полный провал. В Петербурге, например, концерт должен был быть во Дворце Молодежи, в огромном театральном зале на полторы тысячи мест, но люди, которые взялись за его организацию, были абсолютно сумасшедшими и не позаботились о достойной рекламе, и в городе почти никто об этом не знал. Это было очень странно, поскольку в то время концерт любой западной группы в России был событием. На концерт пришло человек двести, что не так мало, но очень мало для такой группы и такого зала. Музыканты остались недовольны звуком и отказались играть второй концерт, а Ким Гордон просто плакала... В концертном зале московской гостиницы "Орленок" группу слушало не более трехсот человек, из которых примерно, четверть проникла в зал явно не по билетам:

Итак, группа перешла на DGC : а как же творческая свобода, стремление к самовыражению и прочее? Вот как объяснил Торстен такой шаг: "Крупная фирма нам необходима лишь для того, чтобы заработать как можно больше денег. Потом уже можно и смотаться. Именно это и пытались сделать панки, но не смогли, потому что были для этого слишком тупы. Многие джазмены преуспели в этом больше"... SY до сих пор никуда не смотались и выпускают свои альбомы на Geffen"е. Но они действительно заработали приличную сумму. По крайней мере, её хватило на то, чтобы создать свой собственный лейбл SYR (Sonic Youth records), где и выпускаются наиболее радикальные эксперименты над музыкальной формой. Каждый из музыкантов имеет по несколько собственных проектов, а Стив Шелли владеет ещё и своим собственным лейблом Smells Like Records, где выпускает свои проекты, а также начинающих вроде Cat Power и Two Dollar Guitar и т.д. Так что действия группы по переходу на крупный лейбл вполне разумны и не сильно противоречат их стремлению к самовыражению.
Контракт с DGC давал группе почти полную творческую свободу и послужил прецедентом, которому последовали многие альтернативные группы, повалившие на мейджор-студии в 90-х годах. Sonic Youth просто доказали, что возможно и на мейджор-студии сохранить свою творческую независимость и indie-состоятельность. Новый альбом группы Goo (1990) - первый, вышедший на DGC - продемонстрировал более сфокусированное звучание, тем не менее сохранившее всю особую нойз-эстетику Sonic Youth. Альбом сгенерировал радио-хит, а затем стал первым диском группы, возглавившим Top 100. Нейл Янг (Neil Young) пригласил группу стать разогревающими в своем турне, посвященном выходу Ragged Glory, и, хотя Соники не смогли завоевать рок-тусовку, их первое нападение на мейнстрим не прошло незамеченным. Ну а Нейл Янг благодаря этому стал культовой фигурой в альтернативных кругах в 90-х годах.

На Dirty, втором альбоме, записанном на этикетке DGC (продюсером был Батч Виг), Sonic Youth попытались отдать дань неряшливому, незамысловатому саунду грандж-рокеров Mudhoney и Nirvana. Вообще Соники уже несколько лет поддерживали эти две сиэттлские группы - они выпустили сплит-сингл совместно с Mudhoney и привели Nirvana на DGC Records. Хотя альбом и не получился реально гранджевым - он был более поп-ориентирован и навеян самым "легким" альбомом Нирваны, Nevermind"ом, - Dirty стал альтернативным хитом сразу после выхода в 1992 году. Ну а песни "100%", "Youth Against Fascism" и "Sugar Kane" попали на вершины менстрим-чартов. Sonic Youth признали одним из отцов-основателей альтернативного рока, становившегося к этому времени наиболее популярной формой рок-музыки в Штатах, и Dirty синхронно с этой вспышкой интереса к альтернативе, стал "золотым".
Sonic Youth продолжили сотрудничество с Вигом в 1994 году выпустив альбом Experimental Jet Set, Trash and No Star, который достиг 34 позиции в американских и 10 позиции в британских чартах, став самым высоко зарейтингованным альбомом за всю историю группы. Высокие позиции альбома были, скорее, следствием высокой популярности группы предыдущие два года, поскольку сам по себе альбом был относительно слабоват и, получив довольно противоречивые отзывы критиков, быстро вывалился из чартов.

В том же 1994 году у Гордон и Мур родилась дочка Coco Haley (они поженились за несколько лет до этого). Sonic Youth согласились стать хедлайнерами фестиваля Lollapalooza 1995 года, и на вырученные деньги обставили новую студию звукозаписи. По окончании фестиваля группа выпустила Washing Machine (1995), который можно поставить вровень с Daydream Nation. После серии экспериментальных макси-синглов, выпущенных на собственной SYR студии, группа напомнила о себе новым альбомом A Thousand Leaves (1998). За ним весной 2000-го года последовал NYC Ghosts and Flowers, записанный с участием Джима О"Рурки (Jim O"Rourke) в качестве продюсера и музыканта. К этому времени О"Рурки стал полноценным членом группы, сопровождая ее на гастролях и приняв участие в записи последнего альбома группы Murray Street, вышедшего в 2002-м году.


 

http://ckokc.ru

Распечатать страницу
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика


Я в контакте

Betep Betep Betep Изба МАЮ.РФ Betep Betep Стихи.ру
| ckokc | | Тонька | | Яд орхидеи | | Текста | | Cmex | | mp3 | | МАЮ.РФ |

P.S.: Возможно, некоторые статьи полностью или частично были взяты с "Агарты". Автора Слынько Н.М. Большая часть сайта - это материалы, скопированные из простора всемирной паутины, либо перепечатанные из журналов 80-х и 90-х годов.
Дата регистрации и создания сайта: 2001-06-25 15:45:10
После 2003 года статьи практически не добавлялись, так как Википедия стала очень популярной. И смысл собирать информацию о музыкальных группах отпал. Ведь в Википедии есть практически всё.