Предыдущая   На главную   Содержание
 
Об альбоме
 


Один из грандиозных, но увы не увидевших свет, проектов Заппы - четверной альбом "Lather". Его ожидала незавидная участь. К концу 1978 года, согласно условиям контракта, Заппа задолжал братьям Уорнер четыре альбома. В качестве решения проблемы компании был предложен "Lather", однако Warner Bros отказались выпустить его в таком виде, сомневаясь в рыночной переспективе четверного альбома неординарной музыки. Оставив у себя мастер-ленты, они примолкли до поры.
Такой расклад весьма расстроил Маэстро, который взял запись альбома, пришел с ней на одну из независимых Лос-Анджелесских радиостанций и прокрутил ее в эфире целиком, предварительно предложив слегка обалдевшим радиослушателям включить магнитофоны.
Оставленные братьям Уорнер мастер-ленты вскоре превратились в три альбома, вышедшие без какого-либо участия и благословения Заппы: "Studio Tan", "Orchestral Favorites" и "Sleep Dirt".
В 1997 году, уже после смерти Заппы, его семья выпустила четверник в его первозданном виде на компакт-дисках.
Об альбоме:
Дом Заппы, что взобрался высоко на Голивудские Холмы, чем то напоминает захватывающий, но незаконченный лабиринт. Количество комнат, проходов, закутков и шкафов кажется бесконечным. Количество уровней открыто для точного подсчета. Того, что вы называете входной дверью, в доме нет. Здесь пользуются другими способами проникновения внутрь. Чаще всего это шаткая винтовая лестница, которая ведет к подвесному проходу в кухню, своей открытостью солнечным лучам, напоминающей скорее солярий. Это сердце дома. Лестницы переходят в лестницы. Студии, как матрешки, вмонтированы в студии. И, наконец, офис со входом в виде люка подводной лодки. Сам дом упрятан среди хвои и непроходимых зарослей эпохи плейстоцена. Льюису Кэрроллу было бы здесь уютно.
Где-то в глубинах этого лабиринта расположен легендарный подвал, состоящий из беспорядочно разбросанных комнат. Здесь Фрэнк Заппа провел большую часть своей сознательной жизни и все последние годы. Это убежище, в котором он одержимо работал ночами напролет, чтобы подняться затем к свету дня для сна, "в то время когда люди начинают творить плохие дела". И это нервный центр дома.
Здесь, в своем нетронутом виде, нашему взору предстает студия будущего, окрещенная "Utility Muffin Research Kitchen" (название, заставляющее нас вспомнить песни "Muffin Man" и "Little Green Rosetta") , недавно расширившая свое имя до "Utility Muffin Research Kitchen & Baby Milk Factory" ("Коммунальная кухня сдобно-булочных исследований и фабрика по производству молока для грудных младенцев").
Поправка была внесена под впечатлением сообщений об иракской "фабрике по производству школьных дневников", оказавшейся предприятием по производству биохимического оружия, использовавшегося во время войны в Заливе.
Рядышком - дополнительная студия/комната для прослушивания, в которую можно войти через дверь с табличкой "Операционная". Вся эта обстановка так же неотделима от своего хозяина, как накидка Bela Lugosi - от своего. Сидя на огромной мягкой тахте из черной кожи ощущаешь себя внутри запповских обложек. Повсюду лаванда и лесная зелень. Стены - из окрашенных в малиновый цвет сырых бревен, что служит улучшению акустических характеристик помещения. Беспорядочно разбросаны предметы, в которых заключен свой очевидный, либо идиосинкразический смысл. Автомобильные номерные знаки присланные поклонниками Заппы (-RDNZL" из Вермонта, "PLOOKED" из Массачусетса, "HOTZITZ" из Северной Каролины). Доходящие до потолка, горы магнитных лент с мастер-копиями и набитое чучело армадилла. В рамках - партитура "The Black Page" и письмо Эдгара Вареза от 15 августа 1957-го года, сообщающего, что он не имеет возможности встретиться с юным Заппой по причине предстоящего отъезда. А вот - огромные русские матрешки, расписанные в соответствии с эстетическими воззрениями Заппы. Рядом - картонный Варез в человеческий рост, детский рисунок Дивы, изобразившей, ни много, ни мало - сотворение мира и постер с Ронэлдом Рейгэном, выполненный в духе времен Третьего Рейха. Повсюду разбросаны различные награды (от Грэми за "Jazz From Hell" до даунбитовской "Pop Musician Of The 1977 Year"). Тут же - изваяние, изображенное на обложке "Burnt Weeny Sandwich", тарелка с выгравированным посланием от актрисы Beverly D"Angelo, с выражением восхищения мастерством Заппы, проявленном при измерении цыплят (фильм "Uncle Meat"), кукла "Thing-Fish" и грелка "Yellow Shark", выпускаемая в Германии. В завершение картины - авторское фото ультраконсервативного телемагната Wally George...
В этой комнате Фрэнк любил слушать свои свежие мастер-копии, любимые записи Джони "Гитар" Уотсона, Стравинского и песен-шанти, ритмично при этом покачивая ногой и куря неизменный Winston, запиваемый кофе. И работая... Немного так... По случаю... В виде отдыха... Он слишком мало работал...
Именно в этой комнате, сидя на тахте из черной кожи, инженер Spencer Chrislu рассказывает о "Lost Episodes" - одном из последних проектов Фрэнка Заппы: "У Фрэнка много альбомов, составленных из материала, записанного с концертов, но нет ни одного - из неизданного вовремя студийного".
Почему? Как рассказывал по поводу этого альбома Заппа: "Среди студийного материала гораздо меньше композиций, по каким-либо причинам не изданных. Девяносто девять процентов из них годились для альбомов".
Крислу продолжает: "Мы решили выбирать лишь то, что существенным образом отличалось от привычного исполнения или было записано с участием приглашенных звезд уровня, например, Шугэркэйна Хариса. Кроме того, мы хотели продемонстрировать версии песен, исполнявшихся на альбомах одними составами, в изложении других составов".
Над "The Lost Episodes" Заппа работал на протяжении восемнадцати месяцев 92-го - 93-го годов, одновременно с работой над "The Yellow Shark", "Ahead Of Their Time", "Civilization Phaze III" и некоторыми, еще не изданными альбомами. Несмотря на мучительную и изнурительную борьбу с раком простаты, он, вплоть до своего "последнего турне" декабря 1993 года (выражаясь словами его родных) оставался столь же плодовитым и обуреваемый планами. Похоже, что работа над составлением "The Lost Episodes" была для него чем то в виде "внеурочного" интимного отдыха, если на то было время и силы. Настоящая подборка была избрана из четырех или пяти рабочих вариантов.
"Все это очень напоминало ералаш. - рассказывает Крислу, - Мы никогда не усаживались, и не говорили: "Поработаем над "The Lost Episodes". Просто в ходе работы над чем-нибудь другим, он вдруг предлагал: "Слушай, давай-ка поищем первую запись "Sharleena". Это был какой-то "закулисный" проект. Я и сам не знал, когда он его закончит. Просто, однажды он зашел и говорит: "Послушай, что получилось".
"Упущенным эпизодам" присущи все признаки автобиографии. Подборка проносит нас по всем ступеням раннего творчества Фрэнка Заппы вплоть до начала работы с MOI образца начала семидесятых (одним из самых любимых составов Заппы), лишь в случаях с "I Don"t Wanna Get Drafted" 1979-го года и синклавирным сопровождением к влаетовскому прочтению "The Grand Wazoo" 1992-го года, нарушая ход событий. Попутно, слушатель знакомится с людьми, занимавшими в жизни FZ важное место. Как и "You Can"t Do That On Stage", "The Lost Episodes" представляется некой формой благодарности старым друзьям и коллегам. Крислу согласен с этим, но считает, что в большей степени в проекте выражено желание выпустить, что-то отличающееся от обычного "внесценического" альбома Фрэнка Заппы (рабочим названием проекта было "Warts And All" ("Без приукрашивания"), включающем самые ранние записи. Из общения с Заппой Крислу вынес впечатление, что альбом, в первую очередь, адресовался фанам: "Фрэнк всегда осознавал, каким подспорьем в его работе является поддержка поклонников. Я иногда удивлялся его выбору: "Это безумие! Сколько уже можно издавать версий "Sharleena" и ожидать покупательского интереса?". Он поворачивался и отвечал: "Ты не знаешь моих фанов. Не то, что бы они покупали любую чепуху, которую бы я им не предложил, но им нравятся различные версии вещей: "Смотри, здесь Chad Wackerman за барабанами, а здесь Vinnie Colaiuta - послушай, как они отличаются". Вот такие у меня фаны".
О конверте:
Вы можете себе представить, что музыка Фрэнка Заппы доступна лишь на черном рынке? Да еще очень дешево, потому как непонятна. Такое могло быть плодом воображения лишь самого Заппы. Но так оно и было в мире, где рос Gabor Csupo.
Csupo является соучредителем Klasky-Csupo Animation, поставившим культовые мульсериалы "The Simpsons", "Duckman" и "Неугомонные". А еще, он художник, чьи работы украшают этот альбом. Как дитя коммунистической Венгрии, Csupo имел возможность приобретать в Будапеште альбомы Заппы почти за бесценок, потому что, как выражались на этом самом рынке, "под эту музыку не посвистишь".
Под впечатлением от "Simpsons" Заппа сдружился с Csupo и предложил ему оформить конверт "The Lost Episodes".
"Я был очень взволнован тем, что буду оформлять конверт Фрэнка Заппы" рассказывает Csupo - "Я спросил его, имеет ли он какие то идеи на сей счет. Фрэнк сказал: "Нет. Делай, что хочешь". Я предложил ему три различные картинки, выполненные мною на компьютере "Macintosh". Первая - его лицо, занимающее весь кадр с огромными усами, торчащими в сторону камеры. Вторая (эксперимент с полу-комьютерной графикой) - зеленое полу-негативное изображение Фрэнка, играющего на гитаре.
И третья - карикатурно-клаустрофобная картинка, изображающая его затерявшимся среди развала магнитофонных пленок в своем подвале и в отчаянии рвущим на себе волосы".
Csupo принес эти картинки, когда композитор сосредоточенно работал над синклавирными пассажами к "Civilization Phaze III". Он развернулся к ним, посмеялся над каждой и сразу же выбрал третью.
О песнях:
Примечание: Все комментарии Фрэнка Заппы (кроме тех, даты которых указаны отдельно) были сделаны им в беседе с рецензентом в январе 1993-го и касались только состава музыкантов и места звукозаписи. В тех случаях, когда эти сведения отсутствовали, мы пытались, по возможности, их восстановить. Комментарии других лиц (кроме тех случаев, где это указано) также адресовались рецензенту.

1. "The Blackouts" ("Обморочные") (0:22)
По смутным воспоминаниям Джеймса "Моторхэд" Шервуда, собравшего группу "The Omens" из бывших участников The Blackouts, запись была произведена в гараже.
Ну не воскрешение ли это Мощей Святых, а именно - первой группы, образованной барабанщиком Фрэнком Заппой. До этого он играл в The Ramblers из Сан-Диего, откуда был уволен за "злоупотребление тарелками". Эти обрывки - первое свидетельство его "антропологических" наклонностей, проявляемых на протяжении всего его последующего пути и самым ярким образом запечатленных на фильме "200 Motels". Ian Underwood предупреждал других участников The Mothers Of Inventions: "Он все время слушает, он наблюдает за всеми и слушает всех. Я давно в этой группе и я знаю, что говорю". А Martin Lickert добавляет: "Отсюда он черпает все свои сюжеты".
Здесь участники The Blackouts делятся своими впечатлениями от недавнего концерта, где они выступали на одной сцене с Эрлом Бостиком и Луисом Армстронгом. Да, да - FZ играл на одной сцене с "Сачмо" (1958-й или 59-й год, Лос-Анджелес, "Shrine Auditorium"). Программа выступления их маленького ритм-энд-блюзового ансамбля, разодетого в белые брюки-дудочки и коричневые шотландки состояла из "Directly From My Heart To You" Литл Ричарда, "Bacon Fat" Эндри Уильямза и "Behind The Sun" Rokin" Brothers.
Заметим, что упомянутый в данном составе Elwood Jr. Madeo, согласно "The Real Frank Zappa Book" был лидером The Ramblers, уволившим Заппу, а не участником The Blackouts. Поэтому, в данном случае, либо Фрэнка подвела память, либо это расширенный состав The Blackouts.

2. "Lost In The Whirlpool" ("Унесенный водоворотом") (2:46)
По словам Заппы это яркий дебют Дон ван Влаета, как блюзового певца. Запись произведена на школьном магнитофоне. Фрэнк, играющий на гитаре, всего полгода, как взял в руки этот инструмент. На ритм-гитаре - Bobby Zappa (брат и первый учитель игры на гитаре). Фрэнк рассказывал, что Боби бросил музыку и подался в морские пехотинцы, только бы не быть похожим на своего братца.
Текст был сымпровизирован Влаетом. "Рассказ влюбленного", начинающийся как поразительная пародия на блюзовый (женский) вокал, в данном случае несколько отличался от общепринятых штампов. Любителей образной поэзии просим не углубляться в поиски глубокого смысла. "Водоворот", это то, что интенсивно используется теперь в каждом доме.
"Мы просто дурачились. Так мы проводили свое время" - говорит Влает.
"Дон втянул меня в эту затею. Мы одолжили школьный магнитофон и записали "Lost In Whirlpool", пародию не ритм-энд-блюз. В ней рассказывалось о парне, застигнутом его девчонкой врасплох в уборной и пытающимся сдержать появление коричневой безглазой рыбины".

3. "Ronnie Sings?" ("Ронни еще и поет?") (1:05)
Первый из трех номеров с участием легендарных братьев Уильямз, начинающих музыкантов и друзей Заппы начала шестидесятых. Бесхитростные и открытые для любой шалости души, они обрели священное место в памяти Фрэнка (см. The Real Frank Zappa Book).

4. "Kenny"s Booger Story" ("История о соплях Кэни") (0:33)

5. "Ronny"s Booger Story" ("История о соплях Рони") (1:16)
Воспоминания братьев Уильямз о состязаниях в "соплеметании" (см. The Real Frank Zappa Book) под сопровождение гитары Фрэнка.
Фрэнк не виделся с братьями много лет. И вдруг, Ронни чудесным образом объявился на концерте MOI в 1975-м, завопив из первого ряда: "Давай песню о соплях!" и был тут же приглашен на сцену в качестве гостя программы.

6. "Mount St. Mary"s Concert Excerpt" (Отрывок из концерта в Mount St. Mary"s College) (2:28)
В интервью журналу "Zappa!" (спецвыпуск журналов "Keyboard" и "Guitar Player") FZ рассказал, что это часть самого первого произведения в области так называемой "серьезной музыки", исполненного под его руководством. Он выложил триста своих кровных долларов, чтобы собрать оркестр из учеников колледжа, что в пригороде Лос-Анджелеса и организовать "маленький концерт", который был записан и запущен в эфир местной радиостанцией. Сам Заппа никогда эту запись не слышал. Но 1991-го году, один из его английских фанов прислал ему кассету. Хотя сам концерт гораздо длиннее, чем данный отрывок, который сам Заппа охарактеризовал как "странная и заумная вещичка, не представляющая особой ценности", именно этот отрывок поражает необычайной музыкальной зрелостью. В нем уже проявлена композиторская самобытность. Нетрудно уловить оттенки предстоящих более сложных работ. Вспомним сказанное Заппой Мэну: "К тому времени, когда я окончил среднюю школу, я не написал ни одной рок-н-ролльной песни. Я не сочинял их до двадцати лет. Я писал либо камерные произведения, либо оркестровые. Но ни одно из них не исполнялось до того концерта".
Программа концерта состояла из алеаторной и предполагающей некоторое импровизационное начало пьесы под названием "Opus 5". Это была пьеса для оркестра с наложением записанной заранее электронной музыки с визуальным рядом в форме экспериментального фильма снятого самим Заппой на восьмимиллиметровую пленку (Motorhead Sherwood охарактеризовал этот фильм, как съемки ярмарочного карнавала методом двойной экспозиции с проплывающими мимо телефонными столбами). Следует отметить также, что уже тогда публика смогла оценить непринужденность и обаяние его замысловатой дирижерской техники. Обозреватель "San Francisco Chronicle" в 1968-м году писал, вспоминая о том концерте, что дирижерский стиль Заппы заслуживает отдельной статьи.

7. "Take Your Clothes Off When You Dance" ("Сбрасывай одежды, когда танцуешь") (3:51)
Пример увлечения Заппы джазом, по словам Буфа, наиболее ярко проявившемся в ранних шестидесятых.
В альбоме "We"re Only In It For The Money" эта вещь имеет текст, не оставляющий камня на камне от ценностей хиппи. Фрэнк не был уверен, что инструментальная пьеса 61-го имела то же название.

8. "Tiger Roach" ("Таракан-задира") (2:20)
Один из самых первых примеров сотрудничества FZ с Доном ван Влаетом. Рассказывает Фрэнк: "Партии, записанные на прототип пятидорожечного магнитофона, были сведены в моно. Но затем я все перемикшировал в стерео. Это была моя первая попытка получить стереозвук. Группа играла в студии и записывалась на одну дорожку, а Дон, в прихожей, в которую проникал звук инструментов, прилежно вычитывал текст прикрепленной к стене книги "X-Man", похлопывая в такт. У Бифхарта сохранилось еще несколько мастер-копий тех времен, таких как версия "Slippin" and Slidin"" исполненная в манере Хаулин Вулфа, инструменталка "I"m Your Nasty Shadow" и "Metal Man Has Won His Wings". Это были первые опыты с гитарным фузом. Я подключал гитару в микрофонный вход моего усилка "Gibson".
Что касается названия вещи, то оно родилось из последней строки этой шумной проповеди Дона.
Создается впечатление, что "проповедь" эта, включающая такие в корне несовместимые понятия, как "выключатель света", "головка молотка", "эпилог", "тараканий дым" и "хороший результат при плохой машине" произносится пронзительно воющим возбужденным боровом (Влает). Когда он услышал ее впервые за тридцать лет, то воскликнул лишь: "О, Боже!".

9. Run Home Slow Theme (Тема из фильма "Торопись домой не спеша") (1:25)

10. "Fountain Of Love" ("Фонтан любви") (2:08)
Вспоминает James Motorhead Sherwood: "Фрэнк всегда говорил, что он не обладает способностью писать серьезную лирику или что-либо, во что можно уверовать. Поэтому он говорил другим ребятам, например Рэю Колинзу: "Если ты хочешь написать песню о любви, то пиши. Я буду играть".
Эта первоначальная, менее безумная версия интересна тем, что, по словам Фрэнка, это возможно, первая запись фуз-баса: "Мы подключили бас к предварительному усилителю, который, в свою очередь подключили к пульту. Это была идея Пола Буфа". Что еще добавить? "Ее очень любит Ахмет".

11. "Run Home Cues #2" (Второй отрывок из "Run Home Slow") (0:28)
Фрагмент саундтрэка. Еще одно свидетельство добротности звуковых построений и композиторской зрелости не по годам развитого самоучки.

12. "Any Way The Wind Blow" ("Какие бы ветры не дули") (2:14)
Очередной дружеский шарж на музыку пятидесятых. Говорит Буф: "Я не думаю, что Фрэнк так уж презирал "песни о разбитых сердцах". Да, он находил их забавными и избитыми. Но Фрэнк был не из тех, кто презирает все, что ему не нравится".
Оставив в стороне тексты, заметим, что Фрэнк весьма плодотворно поработал в стиле doo-wop. В 1974-м он признался, что "всегда признавал пятидесятые одним из самых прекрасных периодов в американской музыке.
Данную версию, как и песни, перечисленные в комментарии к "Tiger Roach" были отвергнуты фирмами звукозаписи, в силу искаженного звука гитары.

13. "Run Home Cues #3" (Третий отрывок из "Run Home Slow") (0:11)
Чувствуются отзвуки "Весны священной".

14. "Charva" (1:59)
Влияние pachuco, столь популярного в латинских кварталах Сан-Диего и Восточного Лос-Анджелеса, где прошла юность Фрэнка, весьма проявлено в этой поразительной записи человека-оркестра. Еще один пример обращения к душещипательной лирике: "Я люблю тебя все сильней, но клянусь, не потому, что твой папа держит винную лавку". Рассказывает Фрэнк: "Charva" это неправильная транскрипция имени "Sharva" - подружки Моторхэда. Как выяснилось, у англичан на сленге это обозначает, тоже, что у нас - "Fuck".

15. "The Dick Kunc Story" ("История, рассказанная Диком Канком") (0:46)
Еще одна запись из области антропологии. Инженер звукозаписи нью-йоркского периода MOI рассказывает о начале своей карьеры, о том, какие они с MOI родственные души и о том, как он с ними сошелся: "Они мне говорили как раз то, что я хотел слышать".

16. "Wedding Dress Song ("Песня о свадебном платье") (1:14)

17. "Handsome Cabin Boy" ("Красивый юнга") (1:21)
Эти очаровательные пьесы (инструментальные версии народных песен Аппалачи и шанти) - настоящие диковинки в репертуаре Заппы.
"Я очень люблю шанти за их прекрасные мелодии. - говорит Фрэнк. - Мы в группе играли их всегда. Я очень люблю слушать шанти и народную музыку. Когда все слушали Cream, я слушал A. L. Lloyd & Ewan McColl. Эти старики старались передать истинный дух шанти. "Handsome Cabin Boy" - это песня о том, как девушка, переодевшись в юношу, попала на корабль и забеременела. В песне рассказывается о том, кто это сделал. Я одолжил пластинку Бифхарту. Она, наверное, до сих пор у него".
Бифхарт же в 1994-м утверждал, что Фрэнк ему пластинку подарил.
Информация о составе предоставлена Артом Трипом. Они с Иэном Андервудом не были уверены в том, кто играет на ударных и клавишных, и основывали свои предположения на прослушивании записи и на том, кто в то время играл в группе.

18. "Cops & Buns" ("Булочки и полицейские") (2:36)
Еще один антропологическая находка, добытая благодаря тому, что Фрэнк незаметно включил магнитофон. Время действия - эпоха Garrick Theatre. Слышно как Фрэнк и другие участники группы пытаются задобрить булочками офицера нью-йоркского департамента полиции (который голосом Joe Pesci произносит в одном месте свое, неподдающееся расшифровке имя).
Вспоминает FZ: "Студия находилась на чердаке. А под нами жила актриса рекламных роликов, которая постоянно звонила в полицию. Мы, видите ли, мешали ей спать, чтобы выглядеть свежей в рекламе. Один из голосов принадлежит Джону-Полуночнику".
Фрэнк до сих пор с раздражением говорит, что "музыка, которая доносилась до ее комнаты, была не громче, чем лай соседской собаки". Ну а офицер, он отверг булочки.

19. "The Big Squeeze" ("Могучий щипок") (0:43)
F.Z.: Это звуковая дорожка к ролику, рекламирующему капли от кашля. В 1967-м она была признана лучшей музыкой к рекламе. "Сморкательное" сопровождение - Dick Barber (наш гастрольный менеджер).

20. I"m A Band Leader ("Я - лидер группы") (1:14)
Captain Beefheart исполняет речитатив, написанный Фрэнком Заппой под впечатлением нескольких лет общения с руководителями кабацких ансамблей. "Поцелуй с саксофонистом описан на основе реальных фактов". - говорит Фрэнк о первой части бифхартовского аудио-триптиха.

21. "Alley Cat" ("Дворовый кот") (2:47)
Плод сотрудничества Заппы и Бифхарта времен "Trout Mask Replica". "Мы записывали это в подвале на двухдорожечный "Scully" с помощью пары микрофонов. Не было никакого пульта и никаких мониторов". - вспоминает Заппа.
Влает, автор текста и некоторых музыкальных моментов говорит, что это был просто джем. Прослушав песню впервые за 25 лет, он с нежностью повторил строку: "Этот пушистый котенок хочет и того и другого, но только не держи меня за своего старого дворового кота, крошка. - и добавил, немного погодя. - "Неплохо".

22. "The Grand Wazoo" ("Великий Вазу") (2:12)
Don Van Vliet смутно припоминает, что начитал эту партию, как часть неосуществленного в конце шестидесятых, проекта "Grand Wazoo". В 1992-м FZ написал синклавирное сопровождение к влаетовскому чтению и немного позабавился с его голосом. Когда об этом рассказали Влаету, он рассмеялся и произнес: "Он был настоящий чудак".
Кто такой Grand Wazoo? "Любой, состоящий в тайных ложах, с дурацкой шляпой на голове. - говорит Фрэнк и добавляет, - С самой здоровенной и дебильнейшей шляпой".

23. "Wonderful Wino" ("Изумительный ханурик") (2:47)
Записанная во время сессии "Over-nite Sensation/Apostrophe (-)" 1973 года, эта песня впервые была исполнена Джефом Симонсом в инструментальной версии на его, спонсированном Заппой, сольном альбоме "Lucille Has Messed My Mind" (Bizzare Records). Вспоминает Simmons: "Мы с Крэйгом Торуотером решили сыграть инструменталку с наложением на заданный им ритм записи гитары, воспроизведенной задом наперед, как это проделывал Les Paul. Когда зашел Фрэнк, взявшийся за спасение увязающего в трясине альбома, и услышал все это, то сказал: "У меня, кажется, есть готовый текст для этой вещи". Так была рождена "Wonderful Wino". Дело в том, что я записал сакс, но так как не умел на нем играть, то получилось что-то вроде автомобильного клаксона. Наверное, Фрэнк подумал, что я был пьян, когда записывал свою дудку".
Настоящая версия особенно ценна тем, что она записана с одним из самых сильных и незаурядных певцов, когда-либо работавшем с Заппой - покойным Ricky Lancelotty. Рассказывает Фрэнк: "Он прошел прослушивание, был зачислен в группу, отправился домой, обкурился и сломал руку. Учитывая то, что Рики всегда таскал с собой сорок пятый калибр, я сказал ему, что мы не сможем взять его на гастроли.
У него была кассета, на которой он пародировал сто голосов в минуту. Он был исключительно даровит. Он хотел быть пародистом, но так им и не стал... Он умер от передозировки. Эх, старый дружище-хулиган из Нью-Джерси"...
На незабываемом концерте MOI в "Hollywood Palladium" (для Заппы он особо памятен исполнением Рики "Smog Sucker"), певец с львиной гривой поразил публику неистовым скэтом, который заставил Фрэнка выманивать его из-за кулис. Когда Фрэнк изображал руками говорящий рот, Рики появлялся на сцене и начинал вопить.
Состав подан со слов Брюса Фаулера.

24. "Kung Fu" (1:06)
Крепенькая полиметричная пьеска конца шестидесятых с акробатическими пассажами, с напыщенностью исполненных доблестной перкуссионисткой MOI начала и середины семидесятых Ruth Underwood. Помещенная на этом CD перед "RDNZL", пьеса звучит как прелюдия. "Kung Fu" названа так возможно потому, что была написана для боевика. Это прекрасная иллюстрация пожизненного увлечения Заппой перкуссионными и ритмом в целом (он и сам прилично играл на ударных).
Этот состав (начала семидесятых) Заппа назвал в "YCDTOSA vol.2" одним из самых обожаемых публикой. Это первая его группа, целиком состоящая из супер-квалифицированых музыкантов. Говорит Ruth Underwood:
- Я знаю, что Франк был счастлив, работая с группой образца 74-го. Он знал, что мы можем сыграть что угодно и быть какими угодно: естественными, крутыми, жесткими, сексуальными, неотесанными... Это была группа его мечты. Он ощущал, что с этой группой ему под силу перевернуть мир, и это действительно подтверждается некоторыми записями того времени.

25. "RDNZL" (3:49)
Эта первоначальная версия "RDNZL" как нельзя лучше иллюстрирует то, что Фрэнк называет "необычайно сложный для исполнения джем". Ruth Underwood считает эту композицию великолепной. Вспоминает Bruce Fowler:
- Для того чтобы работать с группой, состоящей из Дюка, Понти и других представителей мира джаза, Фрэнку нужны были особые средства. Вот почему появились пьесы, предполагающие насыщенность сольными импровизациями. Одной из них была "RDNZL". Она настолько неистова и быстра, что соло может быть сыграно только на пределе возможностей музыканта (послушайте Жана-Люка). Она требует предельной собранности. Мы репетировали ее ночами напролет, добиваясь все большей и большей сыгранности, пока не валились обессиленные с ног.


26. "Basement Music" ("Домашняя музыка") (3:46)
Рассказывает FZ:
- Когда Warner Bros. лишили меня возможности записываться где-либо, мне пришлось зарыться в своем подвале и работать с четырьмя дорожками. Я убивал время с крайне примитивным ритм-боксом "Rhythm Ace" и синтезатором "Synkey". Здесь все сыграно живьем, без единого наложения.
Пьеса выглядит как предвестник его синклавирных работ, получивших в 1986-м Грэми.

27. "Inca Roads" ("Дорогами инков") (3:42)
Эта запись произведена тем же составом, что и "RDNZL". Но в отличие от знакомых нам версий, это чисто инструментальная композиция и прекрасная иллюстрация того, что работы Заппы изначально рождаются как инструментальные произведения. Подтверждается его заявление о том, что "его тексты пишутся для тех, кому они нужны".
Ian Underwood предупреждает, что хотя эта версия медленнее, чем более поздние толкования, это не отнюдь "рабочий вариант". Просто, различные варианты записывались в разное время и с разным подходом.
Что касается непонятных звуков перкуссионных, то Ruth Underwood открыть нам их секрет помог звонок от FZ в 93-м: "Он спросил меня, не помню ли я, куда подевался его старый полевой барабан. Тут то все и всплыло в моей памяти. Это был один из самых любимых его барабанов. И я слышу этот дерьмовый звучок в "Inca Roads" (особенно на "вансайзовской" версии, ближе к концу вещи во время стремительных "дитл-итл"-пассажей шестнадцатых, сразу перед возгласом "On Ruth!"). Но Фрэнк его любил! Он называл это эффектным мусором. И мы никогда не меняли полотно этого барабана, хотя на нем играл еще Jimmy Carl Black во времена "Garrick Theater". Фрэнк просто его любил".

28. "Lil" Clanton Shuffle" (Шафл "Маленький Клэнтон") (4:47)
Рассказывает FZ:
- "Lil" Clanton" это название одной из лос-анжелесских банд. Сама же вещь, это блюзовый джем c Шугэркейном Харисом, не вошедший в "Hot Rats". Для меня Sugar Cane Harris - легенда. Еще школьником я гонялся за его записями. Самой любимой была "Soul Motion" с блюзовой скрипкой, изображающей крик осла. Когда мы работали над "Hot Rats", я подумал, что было бы здорово разыскать этого парня и пригласить на этот альбом. Я позвонил Джону Отису - ди-джею времен Хариса. Он разыскал Шугэркэйна в тюрьме, где тот сидел за наркотики и мы выкупили его под залог.
Присутствие Гуэрина на этой записи основано на предположении Андервуда.

29. "I Don"t Wanna Get Drafted" ("Не хочу быть призванным") (3:24)
Это первоначальная версия этой вещи. Вопрос призыва, в конце семидесятых, не на шутку волновал американскую молодежь.
Tommy Mars рассказывает:
- Все началось с гитарного рифа, с которым Фрэнк долго носился и не мог никуда пристроить (его можно слышать во время "I don"t wanna get draaaaaaaft-ed" и следующего за этим перехода ударных). Он был в прямом смысле на сносях. Но никто не знал, родится ли ребенок. Это создавало нешуточное напряжение.
Однажды, во время обеденного перерыва Ike Willis заговорил о возможном возобновлении всеобщей воинской повинности, о котором он услышал по радио. Тут Фрэнка как прорвало. Он яростно заговорил о политике. А когда он говорит о политике - держись. Мы выслушали полуторачасовую историческую лекцию о различиях в призывной политике разных стран во время Второй Мировой Войны, завершившуюся словами: "Репетиция закончена". А на следующий день он принес новую песню. Дитя родилось.
Марс поспорил с Заппой на двадцать долларов, что сможет сыграть мудреный пассаж-арпеджио, написанный для этой вещи. Спустя некоторое время Томи, зайдя в студию, обнаружил предназначенную ему двадцатку.
Terry Bozzio, который незадолго до того покинул группу, что бы основать Missing Persons, был приглашен, что бы наложить голос почтальона. Позже он был приглашен на роль в "Thing-Fish".
Рассказывает Боззио:
- Фрэнк создавал такую атмосферу, что ты сам начинал обнаруживать свои юмористические способности и легко понимал все, чего он хочет от тебя добиться. Он был щедр на похвалы, и тут уж тебя не остановить. Ты входишь в роль прежде, чем он дает тебе сценарий. В известном смысле он был режиссер. Мне всегда было весело с ним. Я чувствовал себя ребенком.

30. "Sharleena" (11:54)
Эта самая первая версия известнейшей вещи запоминается вокалом Шугеркейна Хариса, пукающим от напыщенности саксом Андервуда и монументальными соло Хариса и FZ. Это еще один останец эры "Hot Rats".
Хотя затяжное и четко сыгранное соло Фрэнка только предвещает его сложные гитарные прорывы семидесятых, послушаем, что говорит Underwood:
- Что мне всегда доставляло огромное удовольствие в работе с Фрэнком, так это знание того, что я работаю с виртуознейшим исполнителем. Мне кажется, его видение того, что играть и как играть со временем менялось, но я не думаю, что с тех пор, когда я впервые его услышал, основательно изменилось его мастерство. Его мышление, энергия, техника всегда казались мне всепоглощающими.

 
Радио КОНТУР
Распечатать страницу
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

Я в контакте

Betep Betep Изба МАЮ.РФ Betep Betep Стихи.ру
| Тонька | | Яд орхидеи | | Текста | | Cmex | | mp3 | | МАЮ.РФ |

P.S.: Возможно, некоторые статьи полностью или частично были взяты с "Агарты". Автора Слынько Н.М. Большая часть сайта - это материалы, скопированные из простора всемирной паутины, либо перепечатанные из журналов 80-х и 90-х годов.
Дата регистрации и создания сайта: 2001-06-25 15:45:10
После 2003 года статьи практически не добавлялись, так как Википедия стала очень популярной. И смысл собирать информацию о музыкальных группах отпал. Ведь в Википедии есть практически всё.