Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ФРАНЧЕСКО ЗАППА
Глава из книги Бена Уотсона "Отрицательная диалектика шалостей с пуделями"
 
Джеймс Джойс стал интересоваться поэтом, которого звали Джеймс Стефенс, потому что увидел вдруг как бы мостик между своим собственным именем и именем Стефенса Дедала, героя "Портрета Артиста в молодости". В один прекрасный день Фрэнк Заппа обнаружил, что в энциклопедическом музыкальном словаре значится некий Франческо Заппа, проживавший где-то между 1763 и 1788 годами. При содействии Дэвида Оукера Заппа нашел в библиотеке Бэнкрофт Калифорнийского университета в Беркли и в библиотеке Конгресса в Вашингтоне копии его партитур. Исполненные на Синклавире - в его ранних металлофонных и колокольных тональностях - цифровые версии этих барочных пьес стали своеобразной рождественской открыткой.
В весьма провокационных комментариях Дэвида Оукера, сопровождающих альбом, говорится - о, ужас! - о том, что в "золотой век" классической музыки, подаривший нам Моцарта, музыкантов больше интересовали не изыски в дебрях трансцендентного искусства, а то, как бы получше ублажить своих знатных хозяев. На игре имен в воображаемых путешествиях во времени, которые Заппа совершает в попытках написать музыку разных эпох, построен сюжет книги "Мы или они". Ко всему прочему, Франческо Заппа появляется в качестве одного из действующих лиц в мюзикле "Thing-Fish" .
По прошествии пятнадцати лет "Франческо" стал своеобразным аналогом "Рубену и Ракетам" в том смысле, что его воинствующие банальность и прямолинейность способствовали "приземлению" альбомов, вышедших одновременно с ним. Наиболее интригующим аспектом этого издания стало явственно переданное технократическими компьютерными звуками ощущение перемен: "В те самые времена Европа была увлечена новейшими изобретениями вроде парового двигателя... и т.д. Достаточно явственно для того, чтобы ревностный приверженец натуральных инструментов сунул себе в рот чайную ложку", однако этот музыкальный памятник инертного барочного рационализма появился как раз в то самое время, когда музыку той эпохи стали сентиментализировать и почитать "истинно человечной" в пику музыкальным изыскам последнего столетия. Значимость "Франческо" стоит рассматривать, прежде всего, с концептуальной точки зрения, нежели с музыкальной, хотя прелесть этого произведения затрудняет подобное деление. Конечно можно свести роль этого издания к уровню обычной безделицы, однако в связи с ним все же стоит задуматься о предметных, научных и технологических перспективах, открывающихся перед рассматриваемым нами музыкальным жанром. Возможно "Франческо" станет удачным стартом для идей и проектов, альтернативных стандартным изданиям наследия уже ушедших от нас композиторов.
Дэвид Оукер

Музыкальная эпоха Франческо Заппа

Пожалуйста, не стесняйтесь! Я вижу, вас давно мучает вопрос: 'Кто же такой этот Франческо Заппа?' Так вот. Франческо Заппа - музыкант. Он родился и жил в Милане в конце XVIII века Никто не позаботился сохранить для истории дату его рождения Известно только, что он жил приблизительно с 1763 по 1788 год.
В те самые времена Европа была увлечена новейшими изобретениями вроде парового двигателя, пудреных париков и Моцарта. Всему этому тогда еще не было придумано достойного применения, однако это обстоятельство не мешало кое-кому зарабатывать на упомянутых новшествах деньги, и немалые.
Франческо тоже пытался как-то устроить свою жизнь. Он был весьма одаренным малым и умел играть на виолончели. В те далекие времена люди уже очень хорошо усвоили одну простую истину: положение человека в обществе во многом зависит от того, что у него находится между ног. Достойный юноша Франческо получил почетную должность. Он играл на виолончели, пока знатные господа вкушали трапезу. Наверное, не так уж плоха работа, выполняя которую, вы ежеминутно напоминаете знатным господам о том, сколь божественно совершенным является их земное существование. К тому же вы получаете персональную привилегию способствовать их пищеварительному процессу, всем своим видом напоминая уважаемым слушателям о необходимости щедрой оплаты вашего скромного труда.
Если же вам захочется узнать еще что-нибудь об этом славном пареньке, то в поисках своих вы непременно натолкнетесь на его композиторскую деятельность.
В этом нет ничего удивительного. Судите сами, насколько все просто. Набросайте на бумаге несколько незатейливых пьесок и надпишите на титуле БОЛЬШИМИ буквами имя какого-нибудь знатного господина, а потом исполните все это публично, в его присутствии, когда при нем есть наличные - и дело в шляпе! Свою самую первую работу (несколько сонатных циклов для струнного трио) Франческо посвятил сицилийскому вельможе, графу Катанти. Наш герой был настолько добр, что не забывал графа даже после отъезда из Италии в Лондон (ставший позднее самым центральным центром самой цивилизованной англоязычной цивилизации).
Будучи уже в Лондоне, Франческо взял упомянутые выше сонатные циклы и ПЕРЕпосвятил их какому-то неизвестному англичанину (со стороны последнего при этом не обошлось без взятки), а потом нашел издателя, который согласился эти пьесы опубликовать. Почему бы не расширить круг почитателей своего таланта: будет кому посвящать очередные пьесы. Для этого пьесы нужно просто опубликовать, а дальше..., а что вы скажете по поводу контракта на звукозапись?
В ожидании очередного гонорара Франческо подумывал о более престижном трудоустройстве. Ждать и думать пришлось недолго. Франческо поступил на должность придворного музыканта, и не к кому-нибудь, а к самому герцогу Йоркскому. В паузах между музицированием на герцогских обедах и ужинах он прививал членам благородного семейства любовь к музыке. Как ни крути, неплохая работенка!
Все изложенное выше привело к тому, что Франческо обрел громкое имя. Со своей музыкой, разрекламированной аж в американских колониях, он исколесил вдоль и поперек всю Европу. Наиболее благоприятные отзывы о себе он получил в Германии: "Франческо Заппа... покорил аудиторию очаровательным звуком и свободой музыкальной мысли." Кроме того, Франческо стал первым исполнителем музыки, пытающимся привлечь внимание аудитории, выступая под женским именем в качестве сценического псевдонима.
Приблизительно в то же время Франческо стал называть себя Франсуа. "Франсуа" Заппа переехал в Гаагу, где также нашел многочисленные применения своему таланту. Снискав уже международную известность, он обрел среди местных музыкантов многочисленных и благодарных учеников. Последнее упоминание о Франческо относится именно к этому периоду его жизни, мирной и беззаботной жизни в Голландии.
Как и дата рождения, дата смерти Франческо навсегда утеряна для истории. Ходили слухи о том, что он эмигрировал в Америку, переплыв океан в маленькой лодочке, используя свою виолончель в качестве весла. Или о том, что он продолжил свою карьеру в Лондоне, став изобретателем первого в мире парового агрегата для приготовления джина с тоником. И слухи эти давно уже стали легендами.
Затем наступил девятнадцатый век, потом двадцатый. Прогрессивное человечество продолжало придумывать новые применения музыке Моцарта, и постепенно надобность в наследии композиторов вроде нашего Франческо совсем отпала. Со временем его музыка заняла подобающее ей место на пыльных полках библиотек и была занесена в большие пыльные музыковедческие каталоги в качестве пыльной музыки для обедов. Упоминание в энциклопедии или в музыкальном словаре: вот и все, чего достиг Франческо Заппа по прошествии столетий.
Постойте-ка! - воскликнете вы, - а как же насчет контракта на звукозапись? Да, об этом действительно следует рассказать подробнее. Начиная с середины XVIII века, звукозаписывающие компании стали сталкиваться с чисто техническими трудностями. Выход первого альбома Франческо долго откладывался по причине доведения до ума парового фонографа. Но, к несчастью, когда все было уже почти готово, в моду неожиданно вошли кассетники на каменном угле, и музыкальный проект Франческо был предан забвению, так и не увидев свет.
Но в 1984 году случилась очень любопытная вещь. Именно тогда Фрэнк Заппа создал Barking Pumpkin Digital Gratification Consort, первый в мире музыкальный ансамбль, призванный разрабатывать концертную практику XXI века.
Будучи руководителем BPDGC, Фрэнк осознавал реальную ценность невоплощенных музыкальных проектов XVIII века. Таким образом, возникла идея сделать запись музыки Франческо Заппы. После извлечения партитуры с библиотечной полки и ее адаптирования к исполнительским возможностям BPDGC эта музыка была записана в любимой студии ансамбля, Utility Muffin Research Kitchen.
И вот у вас в руках - спустя все эти безумно долгие годы -
ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ ФРАНЧЕСКО ЗАППЫ. Вы сможете насладиться им за обедом или слушать его каждый раз, когда вас охватит желание одеть напудреный парик.
В этот альбом вошли упоминаемые выше сонатные циклы для струнного трио, которые Франческо посвятил графу Катанти и некоторые другие пьесы, написанные позже и посвященные некоему "Принцу Чарльзу". Еще вопросы имеются? Как насчет такого: а что же еще мы услышим от BPDGC в ближайшее время? Да, ответить непросто. В настоящий момент ансамбль занят записью музыки самого Фрэнка. К тому же существует множество других людей по фамилии Заппа, ждущих своего часа. Например, Доменико Заппа, актер труппы Viennese Zink, живший в XVI веке; отец Симеон Заппа, музыкальный теоретик из Болоньи, упоминания о котором датированы тем же веком-Э; Гвидо Заппа, математик; Паоло Заппа, автор трактата о проказе ("Нечистая! Нечистая!"), Анита Заппа, поэтесса. Возможно, мы изыщем способы опубликовать симфонии Франческо Заппы с действительно пыльных полок действительно пыльных библиотек Европы. Не беспокойтесь, мы очень постараемся.
 

http://ckokc.ru

Распечатать страницу
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика


Я в контакте

Betep Betep Betep Изба МАЮ.РФ Betep Betep Стихи.ру
| ckokc | | Тонька | | Яд орхидеи | | Текста | | Cmex | | mp3 | | МАЮ.РФ |

P.S.: Возможно, некоторые статьи полностью или частично были взяты с "Агарты". Автора Слынько Н.М. Большая часть сайта - это материалы, скопированные из простора всемирной паутины, либо перепечатанные из журналов 80-х и 90-х годов.
Дата регистрации и создания сайта: 2001-06-25 15:45:10
После 2003 года статьи практически не добавлялись, так как Википедия стала очень популярной. И смысл собирать информацию о музыкальных группах отпал. Ведь в Википедии есть практически всё.