Вплоть до выхода этих альбомов лишь некоторые люди смели догадываться о том, о чем отпетые фанатики творчества Заппы знали давно и доподлинно... о том, что Фрэнк Заппа умеет играть на гитаре.
Пока газеты и журналы смакуют ужимки и прыжки новомодных истязателей гитары и поносят Заппу за якобы непристойные тексты песен, он тихо и спокойно продолжает извлекать из своего инструмента нечто, не поддающееся никаким описаниям. Навострив уши в ожидании, что же еще такого скажет сам Заппа, музыкальная пресса забывает слушать то, о чем говорит его гитара. Эти альбомы еще раз подтверждают совершенно очевидный факт: ей есть что сказать. Гитара Заппы обращается прежде всего к музыкальным критикам, забывающим порою слушать музыку... она говорит о том, как много теряют эти "специалисты".
Три альбома, упомянутые в заглавии, стали предельно важным компонентом огромной работы, проделанной Фрэнком Заппой на поприще звукозаписи. Они явились важной концептуальной точкой соприкосновения с другими работами Маэстро, такими как блистательная инструментальная пьеса Lumpy Gravy. Концепция обозреваемых нами альбомов базируется на серии гитарных соло, большинство из которых взято с концертных записей последних двух лет. Эти инструментальные пассажи не являются соло в чистом виде, каждое из них имеет великолепное сопровождение группы. Такими вот своеобразными мостиками Заппа объединял обкатанные уже номера в законченные концертные программы. Некоторые из таких программ послужили исходным материалом для альбома Tinseltown Rebellion.
Первый альбом открывается композицией Five-Five-FIVE. Интенсивный гитарный напор, мощные каскады энергии по "разговорной" дорожке - в лучших традициях Lumpy Gravy - переходят во вздыбленную, "хэви-металлическую" пьесу Hog Heaven. Далее следует заглавная композиция альбома, содержащая одно из самых впечатляющих запповских соло - развевающиеся полотнища звуков чистого расплавленного золота. Первая сторона пластинки завершается бесподобной While You Were Out. На обороте - Treacherous Cretins, феерическая пьеса в стиле регги. Она внезапно прерывается кричащей саксофоном гитарой в Heavy Duty Judy в сопровождении фанковых клавиш Томми Марса и "вспененной" ритм-секции. Soup And Old Clothes волшебным росчерком подводит итог этого альбома.
...Some More начинается весьма остроумной пьесой Variations On The Carlos Santana Secret Chord Progression, название которой говорит само за себя. Ее сменяют короткая Gee, I Like Your Pants и экзотическая Canarsie, в которой замысловатые ритмические пассажи красивого глубокого тона запповской SG наложены на партии ситара и бас-гитары. Ship Ahoy - фанковые мелодические линии встроены в заранее подготовленную дорожку сопровождения. В Deathless Horsie ритмическая база дополняется чудесной мелодической гаммой, исполненной на синтезаторе, а соло как бы парит над ней.
Заглавная пьеса альбома начинается мелодической фразой, своеобразно перекликающейся с темой Orange County Lumber Truck, которая развивается в гитарное соло. Pink Napkins, родная сестра легендарной Black Napkins демонстрирует нам мягкую, лирическую сторону запповского сольного импровизирования.
Return Of The Son... - последняя и, пожалуй, самая лучшая часть трилогии. Ее открывает кричащая Beat It With Your fist. За ней следует заглавная композиция - перехватывающее дыхание tour de force. После очередного интенсивного соло в Pinoccio"s Furniture снова встревает один из безликих голосов: "Хо, хо, хо, ты ведь так не думаешь!", и тут же на нас обрушивается Why Johnny Can"t Read - мощное, частично аккордовое соло, предваряющее занятные упражнения с "фидбэком", совсем в духе Джеффа Бека, и ввергающие в транс восточные каденции. Все это великолепие венчается коротким блюзовым финалом. В Stucco Home Заппа играет на акустической Black Widow с резонансным звучанием, его игра здесь временами напоминает соло на бас-гитаре. Весь проект завершается невыразимо очаровательным дуэтом Жана-Люка Понти на скрипке и Заппы на бузуки. Их блестящая игра напоминает одновременно и рагу, и блюграсс, и академический авангард.
Эти пластинки представляют собой очевидную ценность не только для гитаристов, изучающих технику Заппы (особенно сейчас, когда стали доступны нотные транскрипции его работ), но и для тех, кому по душе красота и мелодическая изощренность его игры. Выход трех альбомов инструментальной музыки стал не просто очередной вехой на творческом пути Маэстро. Этот проект явился воплощением в жизнь его расширяющегося интереса к композиционным экспериментам с записями студийной и концертной музыки. Подобные эксперименты стали возможными благодаря прогрессу в области средств звукозаписи. Первые три альбома The Mothers Of Invention были сделаны на четырехдорожечных студийных магнитофонах. Во времена Hot Rats стали доступны шестнадцатидорожечные машины. Сегодня, объединяя соответствующее количество аппаратов с двадцатью четырьмя дорожками, можно получить практически неограниченное число каналов для записи. К тому же передвижные студии позволяют концертным записям звучать не хуже студийных, предоставляя операторам те же условия и тот же комфорт.
Заппа широко пользовался уникальными достижениями современной техники. В комментариях к альбому Sheik Yerbouti впервые упоминаются его эксперименты с технологией, получившей от ее автора название "ксенохрония" или "странная сихронизация".1 Проще говоря, идея заключается в следующем: партии инструментов,
1 Комментарий к пьесе Rubber Shirt. Партия баса взята из четырехдорожечной мастер-ленты с записью концерта в Гетеборге, Швеция, 1974: в свое время я наложил эту фонограмму на гитарное соло, исполненное в умеренном темпе с размерностью 4/4. Поскольку данная партия была исполнена Патриком О"Хэрном в студии "под" мое конкретное соло, ее нельзя считать "сольной импровизацией на бас-гитаре" в чистом виде. Спустя приблизительно полтора года, я выделил эту партию из "шведской" мастер-ленты и поместил ее на одну из дорожек 24-канальной записи медленной мелодии размерностью 11/4. Результатом подобной экспериментальной ресинхронизации (тот же прием я применил при создании пьесы Friendly Little Finger из альбома Zoot Allures) стала композиция, которую вы сейчас слушаете. Таким образом, столь изысканного диалога баса и барабанов в реальной жизни никогда не происходило... Кстати, та часть песни Yo" Маmа с четвертой стороны альбома, где присутствует гитарное соло, записана тем же способом.
взятые из разных фонограмм соединяются на одной мастер-ленте неким музыкальным образом. При этом вместо элементов концертных фонограмм можно использовать заранее приготовленные в студии дорожки, наложив их потом, к примеру, на концертное гитарное соло. Подобную процедуру Заппа успешно применил при создании большинства композиций альбома Joe"s Garage. "Когда я в первый раз попросил моего звукорежиссера сделать это, он посмотрел на меня как на идиота,"-смеялся потом Заппа - "Он называл эту технологию "Ампекс-гитарой", потому что когда приходило время вступать гитаре, вместо того, чтобы взять в руки инструмент, я нажимал на магнитофоне "Ампекс" кнопку воспроизведения, и аппарат выдавал мое соло. Щелк - и заиграла гитара."
Только дьявольски изощренный ум Фрэнка Заппы оказался способен на столь необычную интерпретацию традиционного распределения ролей среди компонентов звукозаписывающей студии. По сравнению с его концептуальными суперструктурами упражнения Брайана Ино с саморегулирующимися художественными коллажами - просто детские забавы2 . Улавливать синхронность совершенно несоотносимых друг с другом событий для Заппы столь же любимое занятие, сколь для иных - разгадывание кроссворда за утренним кофе. Во времена тотального музыкального позерства, когда многие посредственности корчат из себя великих художников, ироничное отношение Заппы к своей работе, как к одной большой и неделимой музыкальной пьесе, звучит более чем свежо. Пользуясь методом, изложенным выше, он мог бы выпустить бесконечное число альбомов. Так что же, Shut Up And Play Yer Guitar - лишь верхушка огромного айсберга?
.
2 Здесь прежде всего имеются в виду пьесы из альбома Ино Discreet Music, вышедшего в 1975 году.
|