На главную   Содержание   Следующая
 
Modern Progressive
 
Anekdoten: "У нас есть полная артистическая свобода"
Жил да был в Швеции король Эдуард...
Нет, не король он был вовсе. Трое шведов-музыкантов назвали себя "King Edward" в честь сорта картошки и принялись играть, не особо скромничая, каверы своих любимых King Crimson.

Годом позже, в августе 1991-го к Никласу Бергу (гитара), Яну-Эрику Лильестрему (вокал, бас, меллотрон) и Питеру (ударные) присоединилась виолончелистка Анна-Софи Далберг, музыканты сменили вывеску на Anekdoten и принялись за сочинение своего репертуара. Долго ли, коротко ли, но спустя десять лет за плечами у команды - три студийных диска, "широкая известность в узких кругах" и, главное, свой, ни на что не похожий звук и стиль.

Задался целью рассказать о музыкантах я сразу после выхода "From Within", но, несмотря на то, что Anekdoten занимаются всем, начиная от выпуска дисков и кончая поддержкой вебсайта (www.anekdoten.se) сами, "отзываться" они упорно не стремились. Совсем уже было отчаявшись, я вспомнил, что вебмастер www.ken-hensley.com Родриго Вернек - давний знакомый группы! С его помощью контакт наконец был установлен, и спустя... хм... два номера "InRock" вожделенные ответы от басиста Яна-Эрика Лильестрема - у меня в компьютере.

Начнем с названия. По-русски, да и, наверно, во многих других языках, "анекдот" - короткая, веселая, вымышленная история. Напротив, ваша музыка - длинная (по продолжительности вещей), мрачная и очень даже настоящая. Как вы пришли к этому названию? Это - намеренное противоречие (как, скажем, образ "грустного клоуна" в раннем "Мариллион"), или нет?

JE: Дело было так: требовалось имя, которое подходило бы к музыке группы. Каждый принес перечень своих вариантов, слово "Anekdoten" было в списке Никласа. Оно понравилось всем, и единственным обстоятельством, смущавшим нас было, что это шведское слово, а мы поем по-английски. Но "Anecdote" не столь звучно, как "Anekdoten", и после некоторых колебаний мы выбрали шведский вариант.

Вашим первым диском был "Vemod" - кстати, как это переводится?

JE: "Vemod" - шведское слово, и среди его значений - грусть, меланхолия...

Так вот, многие тогда приняли вас чуть ли не за реинкарнацию King Crimson времен "Red"! Хотя тут нет ничего странного, ведь вы играли до этого в кавер-группе King Crimson... Старались ли вы на первом диске воссоздать дух "Кримзон" образца 1974-го или "просто само так вышло"?

JE: Намеренно звучать как "Кинг Кримзон" мы не пытались никогда. Просто было естественным шагом для нас тогда, когда мы играли их каверы, пытаться сочинять музыку в том же духе. Музыка 70-х всегда значила многое для нас, мы слушали порядочно групп того времени и нашими главным вдохновителями поначалу были, конечно, "Кримзон".

Продолжаются ли такие сравнения до сих пор? И, если да, то льстят ли они вам или, напротив, раздражают?

JE: Продолжаются. Но после трех студийных альбомов, думаю, большинство уже осознало, что между нами и "Кримзон" множество различий. И, конечно, у нас мало общего с тем, что они играют сейчас. Пожалуй, явное сходство осталось лишь в саунде - нашем сейчас, и их - в 70-х. А вообще, под "кримзоновским" флагом вышло много прекрасной музыки, пусть сейчас она и не основной источник вдохновения для нас.

Какие еще группы или музыканты повлияли на вас? Были ли (и есть ли) личности в музыке, на которых лично вы мечтали бы быть похожим?

JE: Что касается меня как басиста, то все дело в практике и только в практике. Как певец... Хорошо бы было петь, как Роб Хэлфорд или Скотт Уокер. Их голоса - настоящие инструменты для выражения эмоций, просто фантастика! Не помешали бы и сочинительские таланты, как у Уокера, или, скажем, Питера Хэммилла, Ника Дрэйка, Яна Андерсона, Брайана Уилсона... А еще - внешность и обаяние Джими Хендрикса... (мечтательно улыбается).

Итак, у группы уже три студийных альбома и те, кто слышал их все, наверняка согласятся, что это та же самая команда. Как бы вы описали музыку тем, кто c ней еще не знаком?

JE: Согласен... И с каждым новым диском это "что-то свое" проявлялось все больше. Что касается описания... Скажем так. Песни, в основном, минорные, вокал - мягкий, но тихие фрагменты перемежаются шумными, порой даже диссонансными пассажами. Звук бас-гитары по большей части искажен, и частенько ее задача - риффы, стало быть, гитарист оказывается более свободен. Гитары также искажены. Клавишные по большей части - меллотрон.

Спасибо за столь исчерпывающие описание. Продолжим "споры о вкусах"... На вашем сайте есть список того, что вы сейчас слушаете, и там - не только "старая школа" прогрессива, но и группы современных, модных стилей - от Radiohead до трип-хопа и фанк-металла! Тот же Radiohead, на мой взгляд, продукт развития ("прогресса") сегодняшней поп-музыки, и многие склонны считать, что именно они и есть "настоящий" прогрессив, а не те команды, которые называются прогрессив-роком (или, как аще говорят в России, арт-роком) сейчас... Что же значит этот термин лично для вас?

JE: Насчет "новой волны" прог-рока - эти группы я почти не слушаю, просто есть много других стилей музыки, которые меня гораздо больше интересуют. Но из мною любимых команд туда причисляли очень многих- например, Van der Graaf Generator, Pink Floyd, Magma, King Crimson и Jethro Tull.

Назвать что-то "прогрессив-роком" сейчас - значит, автоматически сузить свою аудиторию, т.к. термин этот порядком устарел. И группы типа Radiohead - куда большие экспериментаторы, чем Pink Floyd есть и были когда-либо, так что в 21-м веке прогрессив-роковая команда - это Radiohead. По правде говоря, я не причисляю Anekdoten к прогрессив-року, несмотря на то, что немалая часть нашей аудитории состоит из почитателей этого жанра.

Стало быть, вы тоже - современные музыканты, но все равно в вашем арсенале - "живые" инструменты, аналоговые клавишные (меллотрон, fender rhodes), и т.д. Не грозит ли нам внедрение в музыку Anekdoten элементов, скажем, техно или, боже упаси, трип-хопа?

JE: На "Nucleus", в вещи "In Freedom", мы используем drum loop, и в нашей музыке часто появляются монотонные, повторяющиеся фрагменты. Нам очень нравятся группы "прото-техно", такие как Can и Tangerine Dream, хотя, что касается перехода Anekdoten в "техно" в той форме, в какой вы этого опасаетесь - такого не будет!

Что важнее для вас, как для проговых музыкантов (ОК, вы не считаете себя таковыми, но фэны-то считают! - Impaler ) - совершенство техники, композиционная сложность, умные, глубокие тексты, необычность и новизна, способность эмоционально-образной передачи в музыке?

JE: Сочиняя вещи, мы мыслим не в терминах прога. Как слушателю, мне безразлично, хорошо все исполнено или не очень, простые песни или сложные. Если между мной и музыкой возникает резонанс, это пробуждает во мне интерес. Но тут дело не в мыслях, а в эмоциях.

Ощущаете ли вы возрождение прогрессив-рока сейчас?

JE: Нет, по тому, что зовется прог-роком сейчас, этого не скажешь. Но всегда будут люди, заинтереснованые в музыке за пределами мэйнстрима, а в роке всегда будут популярные исполнители, которым интересно раздвинуть рамки этой музыки.

Слышали ли вы такие группы, как Sinkadus, Ayreon, Dream Theater, Opeth, Flower Kings, Porcupine Tree? Знакомы ли с кем-нибудь лично?

JE: Мы временами видимся с Ройне Столтом (Flower Kings) на фестивалях, он - замечательный человек! Мы также друзья с Микаэлем Окерфельдтом из Opeth, эта группа - одна из лучших в своем жанре. Что же до других, то те группы я не слышал...

А из тех прогрессив-групп, что появились в 90-е, кого бы вы отметили?

JE: Я очень люблю Hoyry-Kone и Alamaailman Vasarat из Финляндии. Из шведских - Landberk и Paatos.

Говорят, что вы и Landberk раньше репетировали вместе?

JE: Да, хотя Landberk не репетировали уже много месяцев. Похоже, что Reine и Stefan (гитарист и басист Landberk) продолжат заниматься музыкой в рамках Paatos, а, значит, будущее Landberk крайне туманно. Paatos, кстати, сейчас заняты написанием саундтрэка к фильму Murnau "Nosferatu".

С кем еще из местных (и не только) музыкантов вы дружны ?

JE: Таковых достаточно. Вот, например, Paatos, Hoyry-kone, Alamaailman Vasarat, Discipline, Ritual, Always Almost...

Знаете ли кого-нибудь из Anglagard?

JE: Да, неплохо знаком с Тордом Линдманом...

Почему они распались? И есть ли шанс, что они будут играть вновь?

JE: Думаю, дело в разнице в возрасте... И еще - Anglagard всегда был более "бурным романом", чем Anekdoten. Какое-то время у них было общее видение музыки, но им не хватало стабильности, в смысле, личной... И хотя некоторые из них до сих пор иногда общаются друг с другом, не думаю, что "реюнион" возможен. Отчасти потому, что им было бы очень сложно снова разучить свой материал!

Есть ли у участников группы музыкальное образование?

JE: Анна-Софи обучалась виолончели и играла в любительских оркестрах. Никлас и я проходили курсы игры на гитаре и басу соответственно, но ничего особо серьезного. Питер, я думаю, самоучка...

Чем вы занимаетесь помимо музыки?

JE: Никлас и Питер работают в музыкальных магазинах, Анна-Софи занимается, в основном, веб-дизайном, а я - системный администратор.

Так значит, для музыканта, играющего некоммерческую музыку, неизбежно, что это он делает только в отрыве от основной работы?

JE: На шведской проговой сцене тех, кто является профессиональным музыкантом, немного. Ройне Столт - один из них... Но я не уверен, что группе стоит к этому стремиться. Нас в Anekdoten вполне удовлетворяет теперешний полупрофессиональный статус. Ведь у нас есть полная артистическая свобода, никто не указывает нам, что и как надо делать, и это чудесно!

Хоть вы и шведы, но тексты ваши - на английском, в отличие от других проговых команд... Что вы вкладываете в них?

JE: Порой идея текста приходит ко мне сразу же, как я послушаю музыку, а бывает, что на поиск подходящей темы уходит немало времени, чтобы "сжиться" с песней... Лирика собственного сочинения мне не кажется очень уж мрачной, хотя, коль скоро наши вещи, в основном, минорные, такие тексты к ним как раз подходят. Я считаю, что музыка - отличный способ найти выход отрицательным эмоциям - разочарованию, гневу, горечи и так далее... Я лишь надеюсь, что все же не такой угрюмый человек, как это можно представить по моим текстам! (улыбаетс я).

(Понятно, почему Ян Эрик улыбается - ведь он только что скопировал в ответ два предложения из одного из своих предыдущих интервью! Что же, простим вечно занятого музыканта за эту, право, несущественную мелочь и перейдем к следующему вопросу).

В группе - два лидер-вокалиста, и с каждым диском Никлас поет на все большем количестве композиций, хотя тексты по-прежнему ваши... В чем тут дело?

JE: Мы оба пели в группах, что существовали до Anekdoten. Когда начались репетиции, поначалу Никлас пел "Thoughts In Absence", "Where Solitude Remains" и "Sad Rain", но он почувствовал, что на концертах пение будет слишком отвлекать его внимание, ведь музыка стала более сложной по сравнению с тем, что он играл прежде, да и игра на клавишных была для него в новинку. Пришлось немало постараться, чтобы "выманить его из чулана", и к записи "Nucleus" он согласился-таки спеть на заглавной вещи и "Harvest". Сейчас все так, как, по-моему, и должно быть -поет тот, чей вокал больше подходит к песне. Большая часть "From Within" больше подходит голосу Никласа, чем моему, вот он и поет чаще.

Говоря о "From Within" - что за загадочное пятно изображено на его обложке?

JE: Фотография с представления шведского цирка "Cirkus Cirkor". Это "пятно" - всего лишь акробат на гигантском шаре.

С его выхода прошло уже полтора года... В каком направлении пойдет развитие группы дальше? До сих пор от диска к диску вы становились мрачнее и жестче, отходя от прогрессивности к психоделике...

JE: Пока слишком рано говорить о том, каким будет новый альбом. Казалось бы, естественным для нас было бы звучать не так агрессивно, как раньше, но написанное к данному моменту говорит, скорее, об обратном.

А почему такой низкий темп? Логично, когда ветераны типа Deep Purple или Jethro Tull выдают по диску за три года, а у вас-то их всего было три!

JE: Нет, все наоборот, группе полупрофессионального уровня просто не под силу выдавать записи с той же скоростью, что и те, кто занимаются музыкой все время! Также логично, что с возрастом становится все труднее уделять ей внимание... Семья, работа занимают все больше времени, и это вполне естественное явление.

Есть расхожее мнение об арт-роке, как о музыке, воплощающей в себе сугубо отрицательные моменты жизни - грусть, разочарование, и т.п. Музыке, которую вряд ли сделает человек, полностью собой довольный. Anekdoten мог бы быть отличным к этому примером - или нет? Вообще, должен ли арт-рок быть грустным, должен ли арт-рокер быть грустным, может ли музыка исцелять человеческие души или, напротив, может только нанести вред? Или это просто интеллектуальная игрушка для мозгов?

JE: Музыка явно влияет на нас. Другое дело, что наше состояние души должно определять, какую музыку слушать... Многие чувствуют куда большую необходимость в музыке, когда им плохо, чем когда им хорошо, и она может помочь нам пережить негативные эмоции, очиститься от них. Не буду особо разглагольствовать о том, какой из себя он, арт-рокер, но вряд ли ошибусь, сказав, что по большей части он (потому что очень редко это "она") - человек задумчивый. Я сам порой бываю склонен к рефлексии, но даже мне наскучили заезженные образы некоторых из групп этого жанра. Сколько можно переливать из пустого в порожнее... Ведь, к примеру, крайне мало арт-роковых команд, тема творчества которых - секс. А сказки о хоббитах, принцессах, королях или там "топографических океанах" мне, простите, неинтересны. Вот Magma, King Crimson и Van der Graaf Generator - создания из плоти и крови, и потому они мне ближе.

Думаю, некоторым арт-рокерам лучше бы расслабиться и помньше беспокоиться насчет того, прогрессивно или нет, что они слушают, а обращать внимание на то, хорошая это музыка или нет. В основном, музыка, которую слушаю я, лежит за пределами прогрессив-рока в общепринятом понимании этого термина...В конце концов, есть столько вещей, которые в рамках прогрессив-рока и не выразишь...

Ваше отношение к развитию Internet - может это помочь независимой музыке или наоборот?

JE: Я и сам недавно начал скачивать mp3-файлы. Как слушатель, могу только радоваться такой возможности, но для нас, как для группы, это повод для беспокойства. Как музыка будет добираться до слушателя через пять лет? Как музыканты получат свою долю? Боюсь, что для маленьких лэйблов и групп наступят трудные времена - они не в состоянии бороться с бесплатным распространением своих записей по сети! С другой стороны, Интернет - отличный и удобный способ узнавать о музыке.

Что вы думаете о музыкальном пиратстве? Вопрос возник неспроста - недавно на "пиратах" появился ваш второй альбом.

JE: Мы не знали, что в России есть наши "нелегальные" альбомы! Конечно, мы предпочли бы, чтобы покупали нашу музыку у нас, а не скачивали ее "за так" или, тем более, приобретали "подделку". Покупая диски у нас, вы вкладываете деньги в музыку, покупая их у пиратов, вы спонсируете тех, чья единственная цель - нажиться.

Интересно, а какая, в самом деле, цель была у того "пирата", который выпустил "Nucleus"? Если вдруг случится так, что он прочтет этот номер журнала, было бы интересно услышать его мнение... Серьезно.

А Яну Эрику и остальным Anekdoten пожелаем успехов на многотрудном пути энтузиастов некоммерческой музыки и будем ждать четвертого альбома, тем более, что работа над ним, по последним данным, в самом разгаре.





ANEKDOTEN
PROGRESSIVE, -

"NUCLEUS" 48:59
1996
1.Nucleus 5:08
2.Harvest 6:50
3.Book Of Hours 9:58
a) Pendulum Swing
b) The Book
4.Raft 0:58
5.Rubankh 3:07
6.Here 7:23
7.This Far From The Sky 8:47
8.In Freedom 6:27


 

http://ckokc.ru

Распечатать страницу
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика


Я в контакте

Betep Betep Betep Изба МАЮ.РФ Betep Betep Стихи.ру
| ckokc | | Тонька | | Яд орхидеи | | Текста | | Cmex | | mp3 | | МАЮ.РФ |

P.S.: Возможно, некоторые статьи полностью или частично были взяты с "Агарты". Автора Слынько Н.М. Большая часть сайта - это материалы, скопированные из простора всемирной паутины, либо перепечатанные из журналов 80-х и 90-х годов.
Дата регистрации и создания сайта: 2001-06-25 15:45:10
После 2003 года статьи практически не добавлялись, так как Википедия стала очень популярной. И смысл собирать информацию о музыкальных группах отпал. Ведь в Википедии есть практически всё.